Звёздное скопление

При помощи рентгеновской обсерватории Чандра (НАСА) учёные обнаружили самое удалённое скопление галактик. Исследователи увидели этот кластер таким, каким он был практически сразу же после своего рождения, а это весьма важный этап в эволюции галактик, который никогда не наблюдали ранее.

Скопление галактик, получившее название CL J1001 + 0220 (CL J1001 для краткости) находится примерно в 11,1 миллиардах световых лет от Земли. Открытие этого объекта отодвигает время формирования скоплений галактик – крупнейших структур во Вселенной, соединённых гравитацией – на 700 миллионов лет от большого взрыва.

“Это скопление галактик интересно не только расстоянием, на котором оно находится, но и довольно высокими темпами звездообразования”, сказал Тао Ван (Tao Wang) – руководитель нового исследования.

Ядро CL J1001 содержит одиннадцать массивных галактик – в девяти из которых идут бурные процессы звездообразования. Например, в одной из галактик в год формируется более 3000 звёзд аналогичных нашему Солнцу – это удивительно высокое значение для скопления галактик, в том числе и для тех, которые почти так же далеки, а, следовательно, также молоды, как и CL J1001.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что эллиптические галактики, находящиеся в скоплениях, таких как CL J1001 формируют звёзды в течение более коротких периодов времени в отличии от одиночных эллиптических галактик. Кроме того, новое исследование позволяет предположить, что большая часть звёзд в этих галактиках сформировалась после того, как последние объединились в кластер.

Сравнивая свои результаты с компьютерными моделями формирования кластеров, команда астрономов обнаружила, что CL J1001 состоит из неожиданно массивных звёзд. Это говорит о том, что рост звёзд в далёких галактиках идёт с большей интенсивностью, чем предполагает моделирование.

“Я думаю, что благодаря изучению CL J1001 мы узнаем много нового о формировании скоплений галактик”, сказал соавтор исследования Алексис Финоджинов (Alexis Finoguenov) из университета Хельсинки (Финляндия).

Кроме телескопа Чандра в работе использовались космические телескопы Хаббл, Спитцер, XMM-Newton и Гершель, а также наземные телескопы ALMA, IRAM NOEMA и VLT. Результаты исследования были опубликованы в Astrophysical Journal 30 августа.