Аккреционный диск
Международная команда, во главе со Стефаном Гуиллоте (Stephane Guilloteau) из университета астрофизики города Бордо, измерила температуру пылинок аккреционного диска, находящегося вокруг недавно обнаруженной звезды 2MASS J16281370-2431391, в живописных окрестностях Ро Змееносца – области звездообразования, удалённой от нас более чем на 400 световых лет.
Поскольку эта звезда находится на раннем этапе формирования планетарной системы, то она окружена диском газа и пыли – так называемым протопланетным диском. Этот диск развёрнут к нам практически ребром, что и послужило причиной появления его неофициального названия “Летающая тарелка”.
Астрономы использовали комплекс радиотелескопов (ALMA) для наблюдения за диском 2MASS, в частности за молекулами окиси углерода. Они смогли получить довольно интересные данные и обнаружили одну странность: в некоторых случаях исследователи наблюдали так называемый “отрицательный сигнал”! Обычно “отрицательный сигнал” физически невозможен, но в данном конкретном случае нашлось объяснение, которое привело к удивительному заключению.
Ведущий автор исследования Стефан Гуиллоте прокомментировал полученные результаты следующим образом:
“Этот диск практически не заметен на фоне пустого чёрного космического пространства, однако он становится хорошо виден при прохождении перед туманностью Ро Змееносца. Такой эффект означает, что аккреционный диск холоднее, чем окружающий его фон”.
В дополнении к данным собранным Альмой команда исследователей также использовала данные полученные 30-метровым радиотелескопом IRAM в Испании. В итоге они обнаружили, что температура вещества в аккреционном диске на расстоянии примерно пятнадцать млрд километров от центральной звезды не превышает -266 градусов по Цельсию (всего семь градусов выше абсолютного нуля). Это первое в своём роде прямое измерение температуры пылинок (размером около одного миллиметра) в такого рода объектах. Эта температура значительно ниже, чем та, которая прогнозировалась в большинстве современных моделей (от -258 до -253 градусов по Цельсию).
“У нас появилось несколько теорий для объяснения столь низких температур, например, температура может быть взаимосвязана с размерами частиц: чем массивнее частицы, тем ниже температура. Но пока у нас нет явных доказательств той или иной теории” отметил соавтор новой работы Эммануэль ди Фолко (Emmanuel di Folco).
Если такие низкие температуры пыли окажутся обычным явлением для протопланетных дисков, то это может иметь множество последствий для нашего понимания того, как они образуются и развиваются. Например, если диск состоит в основном из крупных и более холодных чем предполагается в настоящее время частиц, то это будет означать, что аккреционные диски могут быть намного более массивными, что в свою очередь означает, что гигантские планеты могут зарождаться сравнительно близко к центральной звезде.