Планета вулкан

Недавнее исследование еще на один шаг приблизило ученых к пониманию того, как формируются планеты-вулканы. За последние два десятилетия астрофизиками было открыто почти две тысячи планет вращающихся вокруг чужих звезд. Как оказалось, многие из этих планет не похожи на те что мы видим в нашей родной системе, например, были обнаружены планеты, которые такие же скалистые, как и Земля, однако могут достигать десяти земных масс.

Не так давно астрофизикам посчастливилось обнаружить новый класс планет – экзопланеты такого типа больше Земли, однако располагаются они намного ближе к своей звезде. Из-за такого тесного расположения период их обращения составляет всего от одного до ста дней. Большинство из этих планет располагаются гораздо ближе к родительским звездам, чем, например, Меркурий, год на котором равен 88 дням, а масса составляет всего две пятых от земной.

“Почти 99 процентов планет-вулканов находятся на орбитах, которые меньше, чем орбита Меркурия”, заявляет соавтор исследования Джонатан Тан, астрофизик из Университета Флориды в Гейнсвилле. “Некоторые из них в сто раз ближе к родной звезде, чем Земля к Солнцу”.

Температура на планете-вулкане может достигать 725 градусов Цельсия (340 градусов по Фаренгейту), при такой температуре поверхность планеты, по сути, является океаном раскаленной лавы, отмечают ученые. По словам Тана, такого типа планеты, вероятно, сильно распространены во Вселенной.

Тем не менее, объяснение, того как именно возникли эти планеты остается для ученых загадкой. Некоторые теоретики предполагают, что планеты-вулканы, сформировались на значительном расстоянии от своей звезды, а затем по спирали постепенно вышли на орбиту на которой находятся сейчас. Тем не менее, некоторые детали не вписываются в эту теорию.

Другая гипотеза предполагает, что планеты-Вулканы образуются там, где они сейчас находятся из диска так называемых планетезималей. Однако, чтобы получить планету вулкан сформированную таким образом, необходимо чтобы диск планетезималей, был по крайней мере в двадцать раз более массивным, чем диск, из которого сформировалась Земля и другие планеты Солнечной системы – а это весьма маловероятный сценарий, говорят исследователи.

Недавно, Тан и его коллега Сурав Чаттерджи предложили теорию согласно которой планеты-вулканы формируются из потока небольших объектов, которые по спирали движутся в направлении звезды из внешних границ системы. В результате такого непрерывного движения вокруг звезды формируется кольцо из которого в конечном итоге и формируется планета-вулкан. Через некоторое время, эта планета становится достаточно массивной, чтобы захватить большую часть вещества вокруг нее. Небольшие объекты и пыль, которые продолжают двигаться по спирали внутрь из более отдаленных частей системы, начинают формировать еще одно кольцо чуть дальше от недавно родившейся планеты и весь процесс повторяется.

Недавнее исследование шести сотен планет-вулканов показало, что чем больше расстояние между этими экзопланетами и звездой, тем больше их масса, а это подтверждает теорию Тана. «Из этого может следовать, что мы находимся на правильном пути в понимании того, как они сформировались» отметил Тан.

Выводы ученых подробно представлены в журнале Astrophysical Journal Letters.