Квазар

Рубенс Райс и его коллеги из мичиганского университета выяснили, каким образом сформировалась большая часть известных сверхмассивных черных дыр. Для этого ученым потребовалось рассчитать скорость, с которой вращается квадро-квазар, известный как RXJ1131-1231. Этот квазар располагается в созвездии Кратера, находящемся почти в шести миллиардах световых лет от нашей галактики.

Изучение квазара RXJ1131-1231 находящегося в далеком созвездии, помогло астрофизикам понять, что молодые сверхмассивные черные дыры, которые обнаружили исследователи в соседних галактиках, непрерывно растут, поглощая при этом колоссальные объемы газа.

До сих пор не существует единой теории относительно того, как зародились самые старые сверхмассивные черные дыры. Некоторые из астрофизиков полагают, что они родились в результате мощного взрыва огромных облаков газа, а иные исследователи думают, что такого рода черные дыры являются результатом столкновения черных дыр имеющих средние массы. Согласно основной теории предполагается, что эти объекты увеличивают свою массу, не непрерывно, а во время редких непродолжительных периодов «обжорства». Основным источником в этом случае являются газ и остатки взорвавшихся в прошлом звезд.

Излучение, идущее от квазара RXJ1131-1231, во время своего путешествия к Земле пересекает несколько гравитационных «линз» — областей космического пространства, в которых сила притяжения массивных тел, таких как, например галактика или темная материя — искривляет, растягивает и сжимает лучи света. В результате таких взаимодействий мы можем наблюдать сразу четыре «клона» квазара RXJ1131-1231. Эти процессы позволили исследователям разделить излучение квазара на его составляющие и выделить основную часть – рентгеновский «след» черной дыры, который наблюдается лишь в определенной части спектра и дает возможность рассчитать скорость, с которой вращается квазар. В свою очередь скорость с которой вращается черная дыра весьма и весьма важна для объяснения процесса ее формирования.

Как выяснилось квазар RXJ1131-1231 вращается очень быстро, что исключает вероятность того, что он увеличивает свою массу в итоге периодического «обжорства». В результате этого можно предположить, что современные (по космическим меркам) сверхмассивные черные дыры формируются и растут по принципам отличным от принципов формирования древних квазаров, заключают исследователи.