года

Массивные звезды формируются подобно Солнцу

Звезда O-типа

Формирование планеты

Наблюдения, проведенные астрономами из университета Лидсы показали, что формирование массивной звезды (в 25 раз больше нашего Солнца) проходило тем же путем, что и формирование звезд, обладающих малыми массами. Открытие, сделанное в результате нового исследования использующего возможности современного телескопа ALMA, который базируется в Чили, Южная Америка, было опубликовано сегодня в Astrophysical Journal Letters.

Ведущий автор исследования д-р Кэтрин Джонстон (Katharine Johnston), из школы физики и астрономии при Университете Лидсы, заявила: “Наши революционные наблюдения показывают, что массивные звезды формируются так же, как и звезды, обладающие низкой массой, а именно, из аккреционного диска окружающего звезду. Кроме того, в данном случае, аккреционный диск является своеобразным барьером для материала от “выдувания” его в окружающее пространство в результате таких энергетически мощных процессов как звездные ветра”.

Исследование является одним из последних кусочков головоломки в понимании времени жизни самых массивных и ярких звезд, называемых звездами О-типа. Эти звезды являются основными “заводами” по производству тяжелых элементов в нашей Вселенной, таких как железо и золото, которые они выбрасывают в окружающее космическое пространство в конце своей жизни – при взрыве сверхновых.

До сих пор, вращающиеся диски, которые выглядят в точности так же, как и те, которые находятся вокруг звезд малой массы, были обнаружены только вокруг звезд типа B, которые не более чем в 18 раз массивнее нашего Солнца. К сожалению, для звезд большей массы эти диски были неуловимы. В абсолютном большинстве случаев вокруг этих будущих гигантов астрономы обнаруживали структуры больше напоминающие вращающиеся пончики нежели диски. “Мы даже предполагали, что структуры в форме дисков не могли существовать вокруг формирующихся массивных звезд, и что для этих звезд, возможно, придется разработать иную гипотезу их формирования”, сказала д-р Джонстон. “Однако используя новые данные полученные обсерваторией ALMA нам все же удалось обнаружить то, что мы искали все это время. Мы нашли диск вокруг звезды О-типа, который, как мы думаем, довольно сильно похож на диск, сформировавший наше Солнце и остальные тела солнечной системы”, добавила она. Диск, который обнаружили исследователи по крайней мере в 10 раз больше и в 100 раз массивнее, чем диски, которые астрономы обычно наблюдают вокруг молодых звезд.

В дальнейшем астрономы планируют получить более точные данные, которые позволят им выяснить является ли диск гладким или он распадается на куски, которые в будущем приведут к формированию планет или даже еще одной звезды.