Экзопланета

Мы можем подумать, что в атмосфере Земли преобладает кислород, однако в действительности он составляет лишь пятую часть от общего объёма. Большую часть из того, что нас окружает составляет азот – 78 процентов. В последнее время астробиологи всё чаще отмечают, что наличие азота, также как и кислорода, должно считаться ключевым показателем обитаемости планеты. Азот необходим для жизни на Земле и может сформировать достаточно плотную атмосферу, необходимую для поддержания воды на поверхности экзопланеты в жидком состоянии, лежащей в основе понятия обитаемости. Азот, на самом деле, был даже ещё более распространённым во времена формирования нашей планеты и образования первых материков.

Однако, как отмечают астробиологи: азот, даже с помощью современных телескопов, очень трудно “увидеть”. Для его обнаружения необходимы высокоточные спектрографы. К тому же планеты земного типа имеют весьма тонкие атмосферы, что также сильно затрудняет обнаружение азота.

По словам Эдварда Швитермана (Edward Schwieterman), из Университета Вашингтона, он и его сотрудники сделали шаг вперед в методике обнаружения азота в атмосферах экзопланет. Швитерман работает совместно с Викторией Мидоуз (Victoria Meadows) – ведущим исследователем из лаборатории института планетологии НАСА. Исследование “Обнаружение азота в атмосферах экзопланет, а также его связь с обитаемостью” было опубликовано в августе в Astrophysical Journal. Исследование финансировалось институтом астробиологии НАСА.

Несмотря на то, что азот трудно “увидеть” издалека, мы можем зафиксировать момент, когда молекулы азота сталкиваются друг с другом и образуют двойную пару азота (диоксид углерода), которая является спектрально активной. Исследователям удалось пронаблюдать это спаривание при помощи современных спектрометров.

Поиск азота имеет важную роль при изучении экзопланет земного типа. Его наличие поможет понять учёным есть ли на экзопланете вода и является ли она (экзопланета) обитаемой. Обычно мы считаем экзопланету обитаемой если она находится на определённом расстоянии от своей звезды. Новое исследование вносит дополнительные параметры для определения обитаемости экзопланеты.