Происхождение лития в нашей Вселенной довольно долго озадачивало исследователей. Однако совсем недавно группе учёных удалось обнаружить огромное количество бериллия-7 – нестабильного элемента, который распадается на литий за 53,2 дня, внутри новой звезды Sagittarii 2015 N.2, подтвердив тем самым идею о том, что основным источником лития в галактике являются новые.

Практически каждый химический элемент имеет астрономическое происхождение. Лёгкие элементы были сформированы через 10-1200 секунд после Большого взрыва, в том числе водород (около 75%), гелий (около 25%) и очень небольшое количество лития и бериллия.

Остальные химические элементы образовались в звёздах, либо путем слияния других элементов внутри ядра – процесса, который начинается с синтеза водорода и гелия, производя всё более и более тяжёлые элементы, либо в результате взрыва сверхновых или реакций, проходящих в атмосферах звёзд-гигантов, в результате чего образуются золото, свинец, медь и ряд других элементов. Все эти элементы в свою очередь служат материалом для формирования других звёзд и планет.

Лука Иццо (Luca Izzo), научный сотрудник Института астрофизики Андалусии (IAA-CSIC), говорит: “Но наблюдаемое нами количество лития создает проблему: мы знаем, что 25 процентов от существующего лития образовалось в результате первичного нуклеосинтеза, однако мы не можем проследить истоки оставшихся 75 процентов”.

Новая Sagittarii 2015 N.2

Решение этой загадки, согласно новому исследованию, кроется в новых звёздах, которые взрываются, находясь по соседству с белым карликом в двойных звёздных системах. Белый карлик может поглотить материал своего компаньона, образовав поверхностный слой водорода, который в момент, когда он достигнет определенной плотности, приведёт к появлению новой, увеличившей свою яркость в 100 тысяч раз. Через несколько недель, система стабилизируется, и процесс начнётся снова.

В своей работе астрономы изучили новую Sagittarii 2015 N.2 (также известна как V5668 Sgr), которая была обнаружена 15 марта 2015 года, и была видна на протяжении более чем 80 дней. Наблюдения, собранные с помощью инструмента UVES (Очень Большой Телескоп) в течение 24 дней, позволили впервые проследить эволюцию бериллия-7 внутри новой звезды, присутствие которого является однозначным доказательством появления в будущем лития, а также рассчитать его количество.

Данные о количестве лития в новой Sagittarii 2015 N.2 удивили исследователей:

“Мы говорим о количестве лития в 10 раз большем, чем на Солнце”, говорит Лука Иццо. “Даже при наличии двух аналогичных новых в год мы сможем объяснить наличие всего лития в нашей Галактике. Таким образом новые являются основным источником лития во Вселенной”, заключил он.