года

Обнаружен редкий четверной квазар

Квазар

Четверной квазар

Применяя в своем исследовании приборы обсерватории Кека, команда астрофизиков под руководством Joseph Hennawi из университета астрономии Макса Палка обнаружила первый за все время космических исследований четверной квазар – то есть четыре довольно редкие для Вселенной действующие черные дыры, которые к тому же находятся довольно близко друг к другу. Данный четверной квазар находится внутри еще более мощной структуры – туманности, располагающейся в дальней части нашей Вселенной. Поскольку вероятность существования «квартета» квазаров, согласно современным гипотезам, оценивается примерно, как один к десяти миллионам, то скорее всего данное открытие приведет к пересмотру моделей формирования и развития квазаров.

Квазары являются наименее продолжительным этапом эволюции галактик, во время которой материя в огромных количествах поглощается сверхмассивной черной дырой, располагающейся в ее центре. На данном эволюционном этапе квазары становятся наиболее яркими объектами в космосе, излучая при этом в сотни раз больше света, нежели все звезды в их родной галактике вместе взятые. Но данные супер-яркие промежутки длятся совсем недолго относительно всей жизни галактики, и поэтому астрофизики считают огромным везением обнаружение галактики на данном коротком отрезке ее эволюционного пути. Из вышесказанного становится ясно, почему на небе мы наблюдаем так мало квазаров и все они находятся за сотни млн световых лет от нас.

Несмотря на свою редкость данные квазары имеют все шансы для существования, так как они окружены колоссальной туманностью, состоящей из прохладного, и весьма плотного газа. Огромная плотность газа в данном галактическом протоскоплении увеличивает вероятность появления в нем четверного квазара, однако противоречит передовым моделям формирования космических объектов. Для разрешения данного противоречия возможно понадобится пересмотр основных гипотез зарождения и эволюции галактик, отмечают исследователи.