года

Обнаружен редкий квазар

Квазар

Группе астрофизиков из США, Китая, Чили и Австралии, удалось обнаружить ультраяркий квазар, который подпитывает черная дыра, являющейся самой массивной из обнаруженных учеными на сегодняшний день.

Величина красного смещения для этого ультраяркого квазара, названного SDSS J010013.02+280225,8 (или сокращенно SDSS J0100 + 2802), составила 6,30. Данный параметр показывает на сколько снижается частота излучения, исходящего от ультраквазара. Эта величина может быть применена для подсчета возраста квазара и расстояние до него.

SDSS J0100+2802 образовался всего лишь через примерно девятьсот миллионов лет после Большого Взрыва и на данный момент располагается на расстоянии около 12,7 миллиардов световых лет. SDSS J0100 + 2802 оказался в семь раз более ярким чем любой из наиболее удаленных квазаров, обнаруженных на данный момент, при этом его яркость более чем в четыреста триллионов раз больше яркости нашего Солнца

"Этот квазар действительно уникальный. Свет, который он излучает поможет нам лучше понять процессы, происходившие в ранней Вселенной", сказал д-р Xue-Bing Wu сотрудник Пекинского университета, являющийся также автором статья, напечатанной в журнале Nature.

Сегодня известно всего сорок квазаров красное смещение которых составляет 6 единиц и более, все они сформировались в ранней вселенной. В центре SDSS J0100+2802 располагается чудовищная черная дыра с массой приблизительно в двенадцать миллиардов раз превышающей массу нашей звезды, из чего следует, что это будет наиболее яркий квазар с самой колоссальной черной дырой среди всех обнаруженных квазаров (красное смещение более шести).

"Для примера, наш Млечный Путь имеет черную дыру с массой всего около четырех миллионов солнечных масс, таким образом получается, что черная дыра, имеющаяся в этом квазаре примерно в три тысячи раз тяжелее", отметил соавтор исследования д-р Xiaohui Fan из Университета Аризоны.
"Обнаружение этого квазара бросает вызов гипотезе о формировании и эволюции черных дыр в ранней Вселенной. Зарождение такой огромной черной дыры на таком раннем этапе трудно объяснить современными теориями", добавил соавтор д-р Fuyan Bian из университета Австралии.

Квазар является чрезвычайно ярким облаком материи которое постепенно втягивается в черную дыру. Когда материал движется в направлении черной дыры он ускоряется и нагревается, в следствии чего излучается экстраординарное количество света и энергии, которые в свою очередь являются причиной «выталкивания» вещества, находящегося позади в космическое пространство. Этот процесс, известный как радиационное давление, как полагают исследователи должен ограничивать темпы роста черных дыр.

"Однако черная дыра в середине квазара SDSS J0100+2802 приобрела громадную массу в течение непродолжительного времени", подчеркнул д-р Bian.
"Этот ультраяркий квазар с его супермассивной черной дырой является хорошим образцом для изучения процесса формирования квазаров вокруг массивных черных дыр в ранней Вселенной", добавил д-р Fan.
"Этот квазар был впервые обнаружен с использованием 2,4-метрового телескопа, расположенного в провинции Юньнань", говорит соавтор исследования Feige Wang, аспирант из Пекинского университета.
"Необычные характеристики этого квазара позволят нам провести беспрецедентные измерения температуры, количества металла, находящегося в межгалактическом пространстве, а также состояния ионизации в эпоху реионизации", добавили исследователи.