Экзопланета

Каждая планета в Солнечной системе имеет свою специфическую орбиту, и все они значительно различаются. В то время как на один оборот Земли вокруг Солнца уходит 365,25 дней, Марсу для этих целей необходимо почти в два раза больше времени – 686,971 дня. А если мы говорим о Юпитере и других газовых и ледяных гигантах, то цифры варьируются в пределах от 11,86 до 164,8 лет. Однако даже с такими примерами, астрономы не были готовы к тому, что они увидели, во время изучения системы CVSO 30.

Эта звёздная система, которая располагается в 1200 световых годах от Земли, была обнаружена несколько лет назад и имеет как минимум два кандидата в экзопланеты. Эти кандидаты, которые в несколько раз массивнее Юпитера, были обнаружены международной группой астрономов, использующих метод транзита – метод обнаружения эффекта затемнения звезды при проходе перед ней планеты и метод радиальных скоростей – гравитационное воздействие планеты на звезду, заставляющее последнюю покачиваться. И то, что они нашли, было довольно интересно: одна из планет имеет орбитальный период составляющий менее 11 дней, в то время как год на другой планете длится умопомрачительные 27 000 лет!

В 2012 году астрономы использовали метод транзитов для обнаружения CVSO 30b – планеты, которая в 5,5 раз массивнее Юпитера, и которая вращается вокруг своей звезды на расстоянии всего 1,2 миллиона километров (для сравнения, Меркурий вращается вокруг нашего Солнца на расстоянии 58 миллионов километров). Исходя из этих характеристик, CVSO 30b можно отнести к классу “горячих Юпитеров”.

CVSO 30c была обнаружена международной группой астрономов, использующих телескопы обсерватории Кека на Гавайях, очень большой телескоп ESO в Чили и телескоп обсерватории Калар Альто. Как оказалось, расстояние между планетой и звездой составило около 666 а.е.

“30b и 30c – это очень необычные планеты. CVSO 30b является самой молодой планетой обнаруженной при помощи метода транзитов. Её возраст составляет около 2,5 миллионов лет. Вторая же слишком массивная для звезды масса которой в 2 раза меньше, чем масса Солнца. Ни один из наблюдаемых на сегодняшний день дисков вокруг таких маломассивных звёзд не является достаточно большим, чтобы сформировать настолько большие планеты” отметил Тобиас Шмидт (Tobias Schmidt) – ведущий автор статьи из Университета Гамбурга.

Другими словами, это удивительно, обнаружить настолько массивные планеты, вращающиеся вокруг небольшой звезды, такой как CVSO 30.