года

Обнаружена сверхплотная экзопланета

Экзопланета

Сверхплотная экзопланета в представлении художника

Обнаружена ещё одна экзопланета, которая поставила учёных в тупик лишь только тем что она существует. Экзопланета с индексом CoRoT-20b является газовым гигантом с нереально высокой плотностью. Первооткрывателями являются работники Марсельской астрофизической лаборатории, которые обрабатывают информацию, передаваемую космическим телескопом CoRoT.

CoRoT-20b удалена от нас приблизительно на 4 000 световых лет, её диаметр немного меньше чем диаметр Юпитера (примерно на 20%). Но несмотря на это экзопланета, находящаяся в системе подобной нашей. Благодаря такими размерами, она стала чемпионом по плотности среди известных астрофизикам планет.

Поскольку эта планета является газовым гигантом, и это определено с высокой степенью точности, то масса ядра должна составлять примерно 15% от общей массы. Несмотря на это у CoRoT-20b масса ядра, согласно расчётам, составляет 50-75% общей массы, что делает планету довольно странной. Астрономы пока не могут дать объяснение такой плотности планеты, однако, если все выкладки точны, то экзопланета сломает все каноны, рассматриваемые в современных теориях формирования планет.

В соответствии с этими теориями, планеты образуются в сформировавшихся вокруг новорожденных звезд газопылевых облаках, которые называются протопланетные диски. Если формирование «странной» экзопланеты проходило в соответствии с этими канонами, то всё вещество протопланетного диска (за исключением лёгких атомов гелия) должно было бы стать одной-единственной планетой – CoRoT-20b. Поверить в это очень сложно...

Еще один вариант образования такой экзопланеты – может быть следующий: изначально размеры планеты были значительно больше, а в ходе её жизни легкие элементы «притянула» к себе звезда. Все же в этом случае орбита планеты находилась бы внутри зоны Роша – а это не так.

Вероятнее всего, что при формировании экзопланеты тяжелые элементы просто находятся в атмосфере, а не сконцентрированы в ядре; если это действительно так, то астрофизиками открыт абсолютно новый тип планет!