года

Обнаружена уникальная двойная звезда

Gaia 14aae

Двойная звезда

Используя данные спутника Gaia (ЕКА), группе астрономов удалось обнаружить уникальную систему состоящую из двух звезд: первую в своем роде двойную систему в которой одна звезда целиком затмевает другую. Бинарная система, получившая название Gaia 14aae, лежит в созвездии Дракона, примерно в 740 световых годах от нас. В подобного рода двойных звездных системах сверхплотный белый карлик постоянно “ворует” газ у своего компаньона гелиевого гиганта, тем самым постепенно разрушая его.

Данная двойная системы впервые была замечена космическим телескопом Gaia летом прошлого года, когда она внезапна стала в 5 раз ярче. Данное изменение яркости наблюдалось на протяжении суток.

Астрофизики под руководством д-ра Хизер Кэмпбелл из Кембриджского университета астрономии, проанализировали данные Gaia и выяснили, что резкое увеличение яркости было вызвано тем, что белый карлик поглощает своего напарника. Последующие наблюдения системы показали, что Gaia 14aae является редким типом двоичной системы, в которой одна из звезд полностью блокирует другую при взгляде с Земли. Эти звезды находятся очень близко друг к другу, поэтому полное затмение случается приблизительно каждые пятьдесят минут.

Команда доктора Кэмпбелла также обнаружила, что система содержит необычно большое количество гелия, а не водорода, что само по себе очень необычно, поскольку водород является наиболее частовстречаемым элементом во Вселенной.

Звезда-компаньон в системе Gaia 14aae приблизительно в 125 раз объёмнее нашего Солнца она вращается около белого карлика, который по размеру сопоставим с нашей планетой. Тем не менее, звезда-компаньон сравнительно легкая – ее вес не превышает одного процента от массы белого карлика.

Подобные системы весьма ценны для исследователей, поскольку они могут дать ключ к пониманию одной из величайших тайн в современной астрофизике: что вызывает взрывы сверхновых типа Ia, которые, благодаря своей колоссальной яркости, являются основным инструментом для получения данных о расширении Вселенной.