Звезда

Несмотря на свои огромные размеры и колоссальную мощь, звёзды – это очень простые объекты. Зная лишь их массы и соотношение небольшого числа элементов тяжелее водорода, мы можем предсказать их жизненный путь от колыбели до могилы. Тем не менее природа каждый раз подбрасывает нам что-то новое, что-то действительно странное и интересное напоминая нам о том, что мы не можем знать всё.

Как сообщается в журнале Science, именно такой необычный объект был обнаружен во время изучения выборки из 30 000 белых карликов – звёзд подобных нашему Солнцу на их конечной стадии жизни. Один из них как оказалось практически полностью состоит из кислорода. И никто не может объяснить каким именно образом он сформировался.

Звезда по своей сути – это термоядерная бомба, которая сжигая лёгкие элементы, такие как водород и гелий путем ядерного синтеза формирует более тяжёлые элементы, такие как углерод и кислород. Чем больше звезда, тем ярче она горит, и тем быстрее она израсходует всё своё топливо.

Звёзды не более чем в десять раз более массивные чем Солнце будут иметь тенденцию сбрасывать свою оболочку в окружающее космическое пространство, формируя тем самым планетарные туманности, из которых в конечном счёте начнут образовываться новые звёзды и скалистые планеты, что в конечном счёте, может даже привести к возникновению жизни похожей на нашу, которая будет дышать кислородом и питаться углеродом. Как говорил Карл Саган, мы все сделаны из звёздноё материи.

Туманность. Посмотреть в облаке.

То, что останется от звезды будет иметь массу нашего Солнца и размер Земли. Это означает, что чайная ложка такого объекта будет иметь массу целого грузовика. Мы называем такой объект нейтронной звездой, и эта же судьба постигнет наше Солнце через примерно пять миллиардов лет.

Недавно обнаруженный белый карлик в два раза легче нашего Солнца, но в диаметре не больше нашей планеты, то есть поверхностная гравитация там в 100 000 раз больше, чем у Земли. Температура его поверхности превышает 20 000 K. К удивлению учёных звезда практически полностью состоит из кислорода, то есть весь углерод был преобразован в этот более тяжелый элемент. Современные модели говорят нам, что этого не может быть, а это означает, что наши модели ошибочны или по крайней мере могут объяснить поведение не всех звёзд.

В то время как белый карлик является финальной стадией жизни звезды, новое открытие показывает, что нам еще многое предстоит узнать об этих экстремальных объектах.