Квазары

Группа астрономов под руководством Елены Борисовой (университет Цюриха) обнаружила гигантские облака светящегося межгалактического газа вокруг далёких квазаров.

В своей работе, для изучения газа вокруг далёких активных галактик, сформировавшихся через два миллиарда лет после Большого взрыва, доктор Борисова и её коллеги использовали мощности спектрографа MUSE, установленного на Очень Большом Телескопе (ESO).

По предположениям астрономов, квазары содержат в своих центрах сверхмассивные чёрные дыры, которые поглощают материал с очень высокой скоростью. Это, в свою очередь, приводит к формированию мощного потока излучения, что делает квазары самыми яркими и активными объектами во Вселенной.

В исследовании приняли участие 19 квазаров (CTS G18.01, Q0041-2638, Q0042-2627, Q0055-269, UM669, J0124 + 0044, UM678 и т.д.), выбранные из числа самых ярких, наблюдаемых спектрографом MUSE.

Предыдущие исследования показали, что около 10% от всех исследованных квазаров окружены ореолом, состоящим из газа, которым заполнена межгалактическая среда. Эти ореолы простираются на расстояние до 300 000 световых лет от центров квазаров.

Однако новое исследование преподнесло небольшой сюрприз: вокруг всех 19 квазаров ореолы оказались намного большими, чем предполагали исследователи.

Ореол вокруг квазара

Авторы работы считают, что данное расхождение связано с огромным увеличением наблюдательной мощности MUSE по сравнению с предыдущими аналогичными инструментами, однако необходимы дальнейшие наблюдения для уточнения этого момента.

“Еще слишком рано говорить, связано ли это с нашей новой наблюдательной техникой или же квазары в нашей выборке обладают какими-то уникальными свойствами”, сказала доктор Борисова.

Первоначальная цель исследования состояла в том, чтобы проанализировать газообразные компоненты Вселенной в крупных масштабах – структуру, которая иногда упоминается как космическая паутина, яркие узлы которой и образуют квазары.

Газообразные компоненты этой паутины, как правило, чрезвычайно трудно обнаружить, так что световые ореолы окружающие квазары обеспечивают уникальную возможность для изучения газа в рамках этой крупномасштабной космической структуры.

Квазары, изученные в новой работе, выделяются ещё одним показателем: они состоят из относительно холодного межгалактического газа – порядка 10 000 градусов по Цельсию (18 000 градусов по Фаренгейту).

Это открытие сильно противоречит принятым в настоящее время моделям строения и формирования галактик, которые говорят о том, что газ в данном случае должен иметь температуру свыше миллиона градусов.

Выводы группы будут опубликованы в новом выпуске журнала Astrophysical Journal. Препринт статьи доступен на сайте arXiv.