Пульсар

Супер-плотный пульсар продырявил газовый диск своей звезды-компаньона и выбросил гигантское облако пыли и газа прочь со скоростью, составляющей почти 15 процентов скорости света. Это столкновение видно на новых изображениях полученных рентгеновской обсерваторией Чандра (NASA).

Быстро вращающаяся нейтронная звезда, известная как пульсар, является частью двойной звездной системы, удаленной от нас на 7500 световых лет. Его партнер примерно в 30 массивнее нашего Солнца. Звезда вращается с большой скоростью, тем самым создавая пыльный диск вокруг себя. Наблюдения, проводимые в обсерватории Чандра, показали, что пульсар пронзает пылевой диск своего партнера с определенной периодичностью.

“Эти два объекта находятся в необычном космическом “танце” и дают нам шанс наблюдать нечто невообразимое”, отметил ведущий автор исследования Джордж Павлов, научный сотрудник Пенсильванского университета, в своем заявлении. “Приближаясь к своей звезде на минимальное расстояние каждый 41-ый месяц, пульсар пробивает ее газовый диск” добавил он.

Наблюдения Чандры этой двойной звездной системы, которую ученые называют PSR B1259-63 / LS 2883, показали, что часть пылевого диска, более чем в 100 раз шире нашей Солнечной системы, была вырвана пульсаром и выброшен в космическое пространство.

Вырванный кусок газового диска по началу удалялся от звезды со скоростью, составляющей около 7 процентов скорости света, однако, когда исследователи снова посмотрели на двойную систему (год спустя) скорость увеличилась до 15 процентов.

Этакое изменение скорости показывает, насколько мощные ветра могут исходить от пульсара” подчеркнул соавтор исследования Джереми Хейр. “Ветер пульсара настолько мощный, что в конечном счете весь пылевой диск вокруг звезды-компаньона будет выброшен в открытый космос”.

Пульсары вращающиеся нейтронные звезды, которые могут подстегнуть интенсивный ветер частиц высоких энергий, как они обращаются, давая им пульсирующий вид. Нейтронные звезды являются звездами настолько компактно, что они являются лишь размер города, но настолько плотными, что протоны и электроны сливаются в нейтроны.

Исследование подробно описано в журнале Astrophysical Journal за 20 июня.