Планетарная туманность

Используя космический телескоп Swift (НАСА), астрономы обнаружили доказательства того, что, вероятно, один из открытых ранее магнетаров на самом деле является пульсаром. Источник проявляет свойства сильно намагниченной нейтронной звезды или магнетара, однако его период вращения в тысячи раз меньше, чем у любого другого известного на сегодняшний день объекта такого типа.

В течение нескольких десятилетий астрономам было известно о существовании, компактного источника рентгеновского излучения в центре RCW 13 – туманности образовавшейся в результате взрыва сверхновой, расположенной примерно в 9000 световых годах от Земли.

Изначально считалось, что 1E 161348-5055 (1E 1613) представляет собой нейтронную звезду, образовавшуюся в результате взрыва сверхновой. Тем не менее, учёные не могли объяснить регулярное изменение яркости рентгеновского источника, период которого составлял около шести с половиной часов. Все предложенные модели были не в силах объяснить такое медленное вращение объекта.

22 июня 2016 года, благодаря использованию инструментов на борту телескопа Swift (НАСА) исследователям удалось зафиксировать короткий всплеск рентгеновского излучения от 1E 1613, который по своим характеристикам совпадал с излучением магнетаров. Эти экзотические объекты обладают самыми мощными магнитными полями во Вселенной, которые в триллионы раз мощнее магнитного поля Солнца.

Пытаясь разгадать загадку объекта 1E 1613 команда астрономов во главе с Нанда Реем (Nanda Rea) из университета Амстердама включили в свою работу данные с других орбитальных и наземных телескопов (в том числе Чандра, XMM-Newton и NuStar). Проанализировав новые и архивные данные, исследователи подтвердили, что 1E 1613 является 30-ым известным на сегодняшний день объектом такого типа.

Туманность RCW 13

Однако тайна его медленного вращения до сих пор осталась неразгаданной. Совершая один оборот каждые 24 000 секунд (6,67 часа), 1E 1613 медленнее других пульсаров известных на сегодняшний день, скорость вращения которых достигает 6 оборотов в минуту.

Астрономы предполагают, что любая нейтронная звезда довольно быстро вращается после своего рождения, но затем, в результате расхода своей энергии, постепенно замедляется. Тем не менее возраст пульсара в туманности RCW 13 составляет около 2000 лет, чего недостаточно для наблюдаемого замедления.

Хотя до сих пор не ясно, почему 1E 1613 вращается настолько медленно, учёные предложили несколько гипотез. Ведущей является гипотеза, согласно которой обломки взорвавшейся звезды под действием мощного магнитного поля упали обратно на объект, тем самым затормозив его.

Результаты исследования были опубликованы 2 сентября в The Astrophysical Journal Letters.