Шаровое скопление

Когда наша галактика родилась, около 13 000 миллионов лет назад, вместе с ней сформировалось множество кластеров, содержащих миллионы звезд. Однако с течением времени, большинство из них исчезли. Тем не менее, некоторые старые и умирающие звездные скопления, скрывающиеся за молодыми звездами, которые образовались гораздо позже, все еще можно обнаружить.

Шаровые скопления представляют из себя сферо- или шарообразные объединения звезд. Количество последних может достигать нескольких миллионов. В Млечном Пути существует около 200 таких кластеров, но немногие из них так интригуют астрономов как кластер Е 3. Он расположен примерно в 30 000 световых годах от нас, в южном созвездии Хамелеона. Команда испанских и итальянских астрономов окрестила его “призраком из прошлого” в своей новой статье, опубликованной в Astronomy & Astrophysics journal.

“Это шаровое скопление, как и несколько подобных ему, такие как, например, Palomar 5 и Palomar 14 являются “призраками”, потому что они, как выяснилось находятся, на последних этапах своего существования. Они образовались, когда наша галактика была практически младенцем – 13 000 миллионов лет назад”, сказал один из авторов статьи, Карлос Де ла Фуэнте Маркос.

E 3 скрывается за молодыми и яркими объектами, расположенными между кластером и Землей, однако это не помешало исследователям изучить его при помощи Very Large Telescope (VLT) в Европейской южной обсерватории. Полученные данные выявили некоторые странности этого кластера.

“В отличие от обычных шаровых скоплений, которые содержат сотни тысяч, а в некоторых случаях миллионы звезд, в исследуемом объекте обнаружено всего лишь несколько десятков тысяч звезд”, говорит Де ла Фуэнте Маркос. “Кроме того, он имеет нетипичную круговую симметрию, а гораздо более искаженную – скорее напоминающую ромб нежели сферу, что обусловлено вероятнее всего воздействием галактических гравитационных волн на кластер” добавил он.

По данным другого исследования, проведенного астрономами из Мичиганского государственного университета, этот кластер является химически однородным, а это значит, что все объекты внутри кластера были сформированы в одно и то же время. Вероятно, изначально кластер содержал миллионы звезд, однако до настоящего времени большая часть из них исчезла.

“Изучение этих объектов позволит нам лучше понять первые этапы формирования нашей галактики” отметил Де ла Фуэнте Маркос.