Телескоп Хаббла

Большую часть своего пребывания на орбите, космический телескоп Хаббла удивлял людей во всем мире неповторимыми изображениями нашей Вселенной.

Однако космический корабль – принадлежащий НАСА и Европейскому космическому агентству – делает гораздо большую работу, чем просто получение красивых картинок. Его научные инструменты произвели революцию в нашем понимании Вселенной и ее истории, говорят исследователи.

“Мы надеялись, что Хаббл изменит наше представление о Вселенной”, сказал Коллин Хартман, “и эти ожидания оправдались”.

С начала работы телескопа на борту космического челнока Discovery – 24 апреля 1990 года, около 4000 астрономов со всего мира использовали его для создания более 12 700 научных работ, что делает его одним из самых продуктивных инструментов, когда-либо построенных человечеством.

Американский астроном Лайман Спитцер начал настаивать на создании космического инструмента в 1946 году, и чуть больше двух десятилетий спустя, НАСА приступило к проектированию “Большого Космического телескопа”, который позже (в 1983 году) был переименован в честь известного астронома Эдвина Хаббла.

Когда космический телескоп Хаббла прибыл на орбиту выяснилось, что его зеркало отрегулировано неверно, и первые снимки получались довольно размытыми. Однако астронавты устранили эту проблему во время миссии обслуживания в 1993 году.

Вскоре после исправления, комета Шумейкера-Леви врезались в Юпитер. Хаббл успел запечатлеть это столкновение, что позволило иначе взглянуть на роль комет в развитии планет и появлении на них воды и других материалов. Другие фотографии Юпитера показали неожиданно низкое содержание воды в атмосфере газового гиганта.

Хаббл также передал изображения, на которых были видны яркие и темные участки на поверхности карликовой планеты Цереры, крупнейшего объекта в главном поясе астероидов между Марсом и Юпитером, а также помог в изучении геологии астероида Веста. Хаббл также смог заглянул в дальние уголки нашей системы и создать карты поверхности Плутона, а также открыть четыре новых спутника карликовой планеты. Телескоп также представили доказательства существования темной энергии – таинственной силы, которая противодействует силе гравитации, в результате чего галактики удаляются друг от друга с ускоренными темпами.

Самый известный космический телескоп НАСА был назван по имени американского ученого Эдвина Хаббла, который определил, что Вселенная не статична, а непрерывно расширяется, и одной из основных целей Хаббла было определение того насколько быстро расширяется Вселенная.

До запуска Хаббла, оценки возраста Вселенной варьировались в диапазоне от 10 до 20 миллиардов лет – значительный разрыв. Изучая особые пульсирующие звезды, известные как цефеиды Хаббл помог астрономам определить возраст Вселенной с точностью около 5 процентов. Таким образом наилучшая оценка составила: 13820000000 лет.

Изучая соседнюю галактику Андромеды, астрофизики выяснили что последняя столкнется с нашей галактикой через четыре миллиарда лет. Хаббл показал (длинные хвосты газа и пыли), что подобные столкновения являются довольно распространенными во Вселенной. Изучая эти столкновения астрономы обнаружили новый класс исключительно больших и ярких звездных скоплений.

Телескопу Хаббла 25 лет. Посмотреть в облаке.

Хаббл помог в изучении галактик, которые существовали, когда Вселенной было всего около 600 миллионов лет. Предыдущие оценки предполагали, что галактики не образуются, до тех пор, пока возраст Вселенной не составил по крайней мере, два миллиарда лет. Изображения, переданные телескопом помогли ученым понять, как развиваются галактики.

“Когда я был молодым парнем, черные дыры были фантастикой” сказал Эд Вейлер, главный научный сотрудник Хаббла с 1979 по 1998 годы. Однако Хаббл показал, что сверхмассивные черные дыры, которые достигают миллионов или даже миллиардов масс Солнца, существуют в центре большинства, если не всех галактик.

Когда массивные звезды достигают конца своей жизни, они взрываются и становятся сверхновыми. Эти жестокие взрывы могут сформировать черные дыры или сверхкомпактных нейтронные звезды. Хаббл помог ученым лучше понять процесс образования сверхновой.

Сегодня, когда люди слышат об экзопланетах, то главным инструментом в их открытии они, в большинстве случаев считают телескоп Кеплер. Однако в 2008 году Хабблу удалось запечатлеть первую планету на орбите вокруг другой звезды – Фомальгаут р. Также задолго до Кеплера телескопу Хаббла удалось обнаружить 16 потенциальных планет, вращающихся вокруг других звезд, наблюдая за изменениями света, идущего от далеких звезд. Телескоп также помог изучить атмосферу далеких планет.

“Хаббл по-прежнему имеет огромные возможности в изучении космического пространства”, сказал Грюнсфельд. “И я считаю, что его самые значимые открытия еще впереди”.