года

Жизнь на Землю была занесена кометами

Комета

Кометы

Имитируя эволюцию межзвездного льда из которого состоят кометы, французской исследовательской группе удалось получить рибозу – ключевой элемент, необходимый для формирования РНК, а, следовательно, и зарождения жизни. Рибоза была получена из простых молекул (вода, метанол и аммиак) облученных высокоэнергетичным излучением.

Исследователям впервые удалось показать, что рибоза – сахар, который является одним из строительных блоков генетического материала в живых организмах, могла образоваться в кометных льдах. Для получения этого результата, учеными из Université Nice Sophia Antipolis был проведен весьма подробный анализ искусственной кометы, созданной их коллегами из Université Paris-Sud. Исследователи предложили первый реалистичный сценарий для формирования этого ключевого соединения, которое никогда и по сей день не было обнаружено ни в метеоритах, ни в кометных. Свои выводы, проливающие свет на возникновение жизни на Земле, ученые опубликованы в журнале Science 8 апреля 2016 года.

Как известно генетический материал всех живых организмов, а также вирусов на Земле, состоит из нуклеиновых кислот, ДНК и РНК. РНК, которая считается более примитивной, как полагают, является одной из основных молекул, необходимых для появления жизни на нашей планете. Ученые давно задавались вопросом о том откуда взялись эти биологические соединения. Некоторые из них считают, что они были посеяны на Земле после падения комет или астероидов, которые и содержали основные строительные блоки, необходимые для формирования таких молекул. И в самом деле несколько аминокислот (компоненты белков) и азотистые основания (один из компонентов нуклеиновых кислот), уже были найдены в метеоритах, а также в искусственно созданных кометах. Тем не менее, рибоза, другой ключевой компонент РНК, никогда еще не был обнаружен во внеземном материале или в астрофизических лабораториях.

Для получения рибозы ученые соединили воду (Н2О), метанол (СН3ОН) и аммиак (NH3) в вакуумной камере при температуре -200°С (-328°F), таким образом астрофизики смоделировали образование частичек пыли, которой покрыты кометы. Этот материал был облучен ультрафиолетом, подобно тому как это происходит в молекулярных облаках, а затем нагрет до комнатной температуры, сымитировав тем самым приближение кометы к Солнцу. В конце концов образец был проанализирован в результате чего учеными было обнаружено несколько сахаров, в том числе и рибоза.

Хотя существование рибозы в реальных кометах еще только предстоит подтвердить, новое открытие завершает список молекулярных строительных блоков, которые могут быть сформированы в кометах. Работа также косвенно подтверждает теорию о том, что кометы являются источником органических молекул, благодаря которым стало возможным появление жизни на Земле, а, возможно, и в другом месте во Вселенной.