Синее пятно в центре красного кольца представляет собой изолированную нейтронную звезду со слабым магнитным полем. Авторы и права: ESO / NASA / ESA / Hubble Heritage Team / STScI / AURA / F.

На новых изображениях, полученных с помощью прибора MUSE, который установлен на очень большом телескопе в Чили была обнаружена кольцевая структура 1E 0102,2-7219 (1E 0102 для краткости), которая медленно расширяется после взрыва сверхновой. Это открытие позволило астроному Фредерику Фогту (Frederic Vogt) и соавторам изучить первую изолированную нейтронную звезду со слабым магнитным полем, расположенную за пределами Млечного Пути.

Доктор Фогт и его коллеги из Университета Нового Южного Уэльса, Австралийского национального университета, Университета Тоусон и Университета Джорджии заметили, что кольцо газа в системе 1E 0102 окружает источник рентгеновского излучения, который был обнаружен несколько лет назад и обозначен p1.

Природа этого источника долгое время оставалась загадкой. В частности, исследователи не знали, находится ли 1E 0102 p1 внутри остатка сверхновой или за его пределами.

Только когда кольцо газа было изучено при помощи инструмента MUSE астрономы обнаружили, что оно полностью окружает 1E 0102 p1.

Совпадение казалось маловероятным, и они поняли, что 1E 0102 p1 должен лежать внутри самого остатка сверхновой.

Как только было определено точное расположение 1E 0102 p1, команда использовала существующие рентгеновские наблюдения этой цели, собранные рентгеновской обсерваторией Чандра (NASA), для определения точных характеристик объекта.

«Это первая нейтронная звезда, которая была обнаружена за пределами Млечного Пути, благодаря использованию инструмента MUSE», – сказала член команды доктор Лиз Бартлетт (Liz Bartlett).

Когда массивные звёзды взрываются как сверхновые, они оставляют после себя огромное количество горячего газа и пыли, известное как остатки сверхновой.

Эти турбулентные структуры являются ключевыми объектами для пополнения запасов более тяжёлых элементов в космическом пространстве, где они в конечном итоге сформируют новые звёзды и планеты.

Как правило, нейтронные звёзды едва ли достигают 10 километров в поперечнике, однако весят больше, чем наше Солнце. Эти необычные тела довольно часто встречаются во Вселенной, но их очень трудно обнаружить, потому что они видны только в рентгеновском диапазоне.

Таким образом, особый интерес вызывает тот факт, что подтверждение природы 1E 0102 p1 как изолированной нейтронной звезды было обусловлено также и оптическими наблюдениями.

Результаты исследования были опубликованы на этой неделе в журнале Nature Astronomy.