Кривая блеска MOA-2015-BLG-337. Авторы и права: Miyazaki et al., 2018.

Используя метод гравитационного микролинзирования, международная группа астрономов обнаружила новую двойную систему, состав которой остается загадкой. Недавно обнаруженная система, обозначенная MOA-2015-BLG-337L, может состоять либо из планеты, вращающейся вокруг маломассивного коричневого карлика, либо из двух коричневых карликов. Результаты исследования подробно описаны в статье, опубликованной 3 апреля на arXivOrg.

Основываясь на эффекте гравитационной линзы, метод микролинзирования в основном используется для обнаружения объектов планетарной и звёздной массы. Этот метод чувствителен к планетам с малой массой, которые вращаются вокруг небольших звёзд-хозяев, таких как коричневые карлики или звёзды M-типа. Поэтому микролинзирование имеет большое значение для понимания того, как формируются эти маломассивные звёзды.

Команда астрономов использовала этот метод для обнаружения новой системы, состоящей по крайней мере из одного коричневого карлика. Исследователи проанализировали событие микролинзирования MOA-2015-BLG-337, впервые обнаруженное 1,8-метровым телескопом MOA-II, находящемся в обсерватории Университета Маунт-Джона в Новой Зеландии. Результатом анализа стало обнаружение новой системы.

«В новой статье мы сообщаем об обнаружении и предоставляем анализ короткомасштабного бинарного события микролинзирования MOA-2015-BLG-337. Мы выделили две конкурирующие модели, которые объясняют наблюдаемые данные: одна заключается в существовании планетарной системы, а другая – двойной звёздной системы», – пишут исследователи в статье.

Первый сценарий, объясняющий данные наблюдений, предполагает, что MOA-2015-BLG-337L состоит из коричневого карлика с массой от 6,3 до 29,3 масс Юпитера, около которого вращается планета в десятки раз более массивная, чем Земля (между 21,6 и 100,7 массой Земли). Согласно оценкам, планета должна находиться на расстоянии примерно 0,25 а.е. от её родительской звезды.

Второй сценарий, подразумевает, что вновь найденный объект представляет собой двойную звёздную систему, состоящую из коричневых карликов. Масса первого находится в пределах от 64 до 78 масс Юпитера, а второго – от 11,4 до 18,3 масс Юпитера. Астрономы также отметили, что эти два объекта находятся на расстоянии от 0,19 до 3,3 а.е.

Исследователи пришли к выводу, что анализ таких объектов, как MOA-2015-BLG-337, важен для изучения формирования планет около звёзд с очень малой массой. Однако они добавили, что для улучшения существующих знаний в этой области требуется гораздо больше исследований.