Двойная звёздная система

Команда, почти полностью состоящая из нынешних и бывших сотрудников университета Карнеги, обнаружила весьма необычную звездную систему, состоящую из звезды подобной Солнцу, звезды-карлика и огромной планеты, зажатой между ними. Планета в восемь раз превышающая по массе Юпитер и имеющая одну из самых вытянутых орбит, найденных когда-либо, впервые была обнаружена в 2011 году на орбите звезды под названием HD 7449. Большой эксцентриситет (вытянутость орбиты планеты) может указывать, что на экзопланету воздействует несколько объектов расположенных неподалеку. Для планеты, обращающейся вокруг HD 7449, большой эксцентриситет был ключом к пониманию того, что кроме звезды в системе есть еще один довольно массивный объект.

“Вопрос заключался в следующем: является этот объект планетой или звездой-карликом?” сказал ведущий автор исследования Тимоти Родигас.

Чтобы ответить на этот вопрос, Родигас и его команда использовали адаптивную оптику телескопа Magellan (MagAO). MagAO был введен в эксплуатацию в 2013 году, он позволяет астрономам получать изображения в чрезвычайно высоком разрешении, давая тем самым возможность исследователям более четко видеть объекты в глубоком космосе.

“Мы наблюдали за объектом в течение нескольких секунд и этого было достаточно чтобы понять, что перед нами звезда-карлик”, отметил Родигас.

Двойная звёздная система. Посмотреть в облаке.

Эта крошечная звезда HD 7449A (всего 20 процентов от массы Солнца) располагается в 18 астрономических единицах от главной звезды. Для сравнения, Нептун вращается вокруг Солнца в 30 а.е. Не так давно, существование планет у двойных звездных систем считалось невозможным, однако за последние несколько лет число экзопланет обнаруживаемых у двойных звезд неуклонно растет. Эта система, однако, является одной из немногих, состоящей из звезды солнечного типа, карликовой звезды, и газового гиганта между ними – все в пределах 20 ае. Более того, среди подобных систем, планета HD 7449Ab является самой массивной и имеет наиболее вытянутую орбиту.

Авторы исследования считают, что карликовая звезда и планета гравитационно воздействуют друг на друга в течение миллионов лет. В частности, эксцентриситет и наклон орбиты планеты, то есть ее угол по отношению к экваториальной плоскости главной звезды, изменяются в процессе, известном как либрации Козаи.

В ближайшие годы команда будет продолжать изучение системы с помощью метода радиальной скорости и прямой визуализации. Они надеются понять, как могла сформироваться такая странная система.