Экзопланета

На протяжении всей истории человечества люди всматривались в звездное небо. Они пытались понять природу сотен и тысяч звезд, видимых ими. Догадки и представления были самыми различными, от отверстий в небесной сфере, через которые проникается божественное сияние, до отблесков испарений с Земли. Лишь с открытием гелиоцентрической системы были опровергнуты эти заблуждения. Когда стало известно, что Солнце тоже является звездой, астрономы стали пытаться наделить любую из видимых ими звезд теми же свойствами, что и наше Светило. Но эти размышления долгое время были не большим, чем просто гипотезы.

Вопрос «Есть ли жизнь в мирах, обращающихся вокруг иных звезд?» долгое время оставался открытым. Обнаружить планеты, подобные тем, что составляют Солнечную систему, казалось невозможным. Слишком большой оказывалась удаленность звезд и слишком малой светимости планет, обращавшихся вокруг них. К примеру, расстояние до ближайшей звезды, Проксимы Центавра, составляет 4,22 световых года, или целых сорок тысяч миллиардов километров. Согласитесь, это огромная цифра! Однако даже в таких сложных для наблюдения условиях ученые все же нашли способ поиска иных миров, или экзопланет.

Что же такое «экзопланета»? Экзопланета (от древнегреческого exo “извне, снаружи”) это планета, которая вращается вокруг звезды, находящейся далеко за пределами Солнечной системы. Эти планеты ученые обнаруживают самыми разнообразными методами, зачастую на пределах возможностей современной науки. В случаях, когда планета, которая вращается вокруг звезды, изменяет траекторию движения далекого светила, а также видимое наблюдателю излучение, подобное влияние становится заметным. В тот момент, когда планета оказывается между Землей и далекой звездой, яркость звезды хоть и немного, но все же уменьшается. Это связано с нем, что планета слегка заслоняет собой звезду. Более того, экзопланета силой своей гравитации может искажать ход лучей светила, вокруг которого обращается. По всем этим изменениям можно рассчитать массу объекта, влияющего на наблюдаемую звезду, а также предполагаемый размер экзопланеты, расстояние до звезды и прочие характеристики.

Экзопланеты бывают самыми разнообразными: от подобных земному Юпитеру, до подобных Земле и Меркурию. Если масса экзопланеты превысит 13 масс Юпитера, в ней начнутся термоядерные реакции, и вместо планеты возникнет тусклый звездообразный объект – “коричневый карлик”. Особое внимание астрономов приковано к планетам, подобным Земле. Кто знает, может, на них мы сможем найти жизнь?