года

Нейтронные звёзды

Взрыв звезды

Нейтронная звезда

Идея о возможности существования нейтронных звёзд принадлежит учёным-астрономам Вальтеру Бааде и Фрицу Цвикки. Она появилась в 1932 году, когда было открыто существование атомных частиц – нейтронов, но была доказана опытным путём только в 1967 году. В этот период исследователи обнаружили быстро вращающиеся нейтронные звёзды - пульсары. Причина, по которой нейтронные звёзды было сложно обнаружить, заключается в том, что от них почти не исходит излучение. Кроме того, их нельзя увидеть в телескоп или зафиксировать их местонахождение с помощью приборов для изучения космоса, имевшихся в наличии в середине 20-го века.

Нейтронные звёзды (Neutron stars) образуются в космосе в результате внезапного сильного сжатия обычных звёзд, которые по размеру в несколько раз превышают наше Солнце. Сначала звезда, просуществовавшая миллиарды лет, начинает светиться в несколько раз ярче (это явление называется вспышкой сверхновой звезды). Затем происходит постепенное затухание её свечения, образование небольшого ядра, у которого отсутствует источник тепла. Результат произошедшей звёздной катастрофы - образование маленькой нейтронной звезды. Её плотность соотносима с плотностью ядра атома, то есть в сто миллионов раз превышает плотность веществ, окружающих нас в повседневной жизни.

Диаметр нейтронной звезды обычно не превышает 10 км. Теоретически возможно, что её масса может составлять 0,1-2,5 солнечной массы (но среднее значение – полторы массы Солнца). При этом некоторые специалисты в области астрономии полагают, что если масса нейтронной звезды превысит две солнечные, то сила тяжести у её поверхности (которая и так очень велика, и в сто раз превышает земную) превзойдёт сопротивление плотного ядра, и произойдёт разрушение звезды. Считается, что сердцевина любой нейтронной звезды состоит из кварков (частичек нейтронов и протонов) и пи-мезонов. Её покрывает жидкий слой – смесь нейтронов, протонов и электронов. Кора нейтронной звезды включает в основном нейтроны, а также ядра и электроны.

Характерной чертой нейтронной звезды считается наличие у её поверхности мощного магнитного поля с магнитной индукцией более 1000 Гаусс (Гс). Для сравнения: магнитная индукция у поверхности Земли составляет всего 1 Гс.

Разновидности нейтронных звёзд

Двойные рентгеновские представляют собой «содружество» из двух звёзд, одна из которых – нейтронная звезда, а вторая – звезда обычных размеров. С последней из них на нейтронную звезду «стекает» газ на огромной скорости. Он ударяется о кору меньшей звезды. При этом выделяется большое количество энергии, нагревая нейтронную звезду и создавая рентгеновское излучение. Пульсары (иначе радиопульсары - вращающиеся нейтронные звёзды) излучают радиоволновые импульсы, которые в настоящее время плохо изучены. Они имеют направление, формируемое собственным магнитным полем пульсара. Такие лучи-импульсы периодически направлены в сторону Земли, и приборы в состоянии их зафиксировать.