Гигантская пульсирующая звезда, известная как R Скульптора. Фото: M. Wittkowski / ESO.

Астрономы обнаружили, что гигантская звезда под названием R Скульптора окружена гигантскими “комками” звёздной пыли.

R Скульптора, также известная как HD 8879 и IRAS 01246-3248, находится в созвездии Скульптора, приблизительно в 1500 световых лет от Земли.

“R Скульптора – это звезда класса AGB и, следовательно, она приближается к концу своего существования”, отметил астроном Маркус Витковски (Markus Wittkowski) и его коллеги из европейской южной обсерватории (ESO).

На этом этапе звёзды с низкой и средней массой остывают, сбрасывают внешние слои атмосферы и теряют часть своего вещества – в результате чего на месте звезды формируется красивая планетарная туманность.

В то время как основные моменты процесса потери массы поняты, астрономы все еще точно не знают, что именно происходит в верхних слоях атмосферы звезды.

“Количество потерянной звездой массы фактически играет основополагающую роль в её дальнейшей эволюции, а также определяет вид будущей планетарной туманности”, отметили исследователи.

Поскольку звезды AGB-типа заканчивают свою жизнь в виде планетарных туманностей, они производят широкий спектр элементов, в том числе и элементов более тяжелых, чем железо, которые затем выбрасываются во Вселенную и используются для создания новых звёзд, планет, спутников и даже живых организмов.

В проведённом исследовании использовались интерферометрические данные полученные при помощи Очень Большого Телескопа в период с октября 2012 года по декабрь 2015 года. Результаты были недавно опубликованы в журнале Астрономия и Астрофизика.