Квазар

Астрономы, использующие орбитальный радиотелескоп в сочетании с четырьмя наземными радиотелескопами смогли получить снимки глубокого космоса в самом высоком на сегодняшний день разрешении. Их достижение подарило нам несколько научных сюрпризов, которые обещают улучшить наше понимание квазаров – сверхмассивных чёрных дыр в ядрах галактик.

Учёные объединили российский спутник Радиоастрон с наземными телескопами, тем самым получив виртуальный радиотелескоп, составляющий более 150 тысяч километров в поперечнике. Они направили эту систему на квазар 3C 273, находящийся более чем в 2-х млрд св. лет от Земли. Квазары такие как 3C 273 приводят в движение огромные струи материала, выбрасывая их со скоростями близкими к скорости света света. Эти мощные струи излучают радиоволны.

Ранее считалось, что температуры внутри таких струй должны быть ограничены физическими процессами. Однако исследователи были сильно удивлены, когда их система температуру в разы более высокую, чем предсказывали теоретические расчёты.

“Наша система обнаружила сверхвысокие температуры и теперь мы должны выяснить, как эта среда могла достичь их” сказал Юрий Ковалев, учёный проекта Радиоастрон. “Этот результат является серьезной проблемой для нашего нынешнего понимания формирования и существования струй квазаров” добавил он.

Наблюдения также впервые показали наличие внутри джетов подструктур, которые обусловлены рассеянием радиоволн в разреженном межзвёздном веществе.

“Это будто смотреть через горячую струю воздуха над пламенем свечи” пояснил Майкл Джонсон (Michael Johnson) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (CFA). “Раньше мы не могли подозревать о таких искажениях внегалактического объекта” добавил он.

“Революционная точность данных, которые мы получаем от радиоастрона вкупе с наземными телескопами дает нам новый мощный инструмент для изучения не только новой физики наблюдаемой вблизи далеких сверхмассивных черных дыр, но и диффузного материала, имеющегося в нашей родной галактике” сказал Джонсон.

Спутник Радиоастрон был объединен с Bank Telescope Green в Западной Вирджинии, The Very Large Array в Нью-Мексико, телескопами в Германии и обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико. Астрономы представили свои результаты в журнале Astrophysical Journal Letters.