года

Обнаружена черная дыра в галактике M32

Черная дыра

Благодаря необычайной чувствительности системы радиотелескопов Very Large Array (VLA), астрофизики обнаружили сверхмассивную черную дыру (ЧД) у одной из наших ближайших соседок. Доказательства существования ЧД, были основаны на изучении изменения положения звезд, а также на полученных данных о рентгеновском излучении.

Галактика, известная как Мессье 32 (М32) - это спутник галактики Андромеды, нашего гигантского соседа. Однако в сравнении с Млечным Путем и Андромедой, которые представляют из себя спиральные галактики с высокими темпами звездообразования, М32 это эллиптическая галактика, с довольно малым числом формирующихся звезд. Диаметр M32 гораздо меньше диаметра ее соседок и составляет приблизительно восемь тысяч световых лет.

Супермассивные ЧД имеются в ядрах практически всех галактик, и, в тот момент, когда они поглощают окружающее их вещество (разгоняя его почти до скорости света) они также генерируют радиоволны, которые и фиксируют радиотелескопы. Величина такого радиоизлучения по большей части зависит от того, как быстро черная дыра потребляет окружающее вещество. Центральные области Млечного Пути и Андромеды испускают относительно низкое радиоизлучение.

“Довольно слабое радиоизлучение, исходящее из центральной черной дыры M32 свидетельствует в пользу того, что она практически не поглощает материал”, сказала Ян Ян из университета города Нанкин (Китай). “Изучение таких спокойных черных дыр дает нам прекрасный шанс для изучения физических процессов, наблюдаемых в них”, добавила она.

Обнаружение стало возможным в результате увеличения чувствительности, или способности обнаруживать крайне слабые радиоволны, благодаря модернизации электронных систем VLA, которая закончилась в 2012 году и обошлась в 98 миллионов долларов. Модернизированные инструменты VLA зафиксировали радиоизлучение, которое примерно в 90 раз слабее, чем удавалось обнаружить в предыдущих исследования M32. Черная дыра M32 примерно в 2,5 млн раз больше Солнца, однако меньше чем ЧД в нашей галактике (около 4 млн Солнц).

В ходе работы VLA также удалось обнаружить еще три радиоизлучающих объекта, которые, как утверждают астрофизики, представляют из себя планетарные туманности.