Призрачная планета

Некоторые чужеродные миры могут выглядеть так, как будто они способны поддерживать жизнь подобную земной, однако в действительности, у этих «призрачных» планет нет ни малейшего шанса для этого, отмечают исследователи в своей новой работе. Таким образом, эти «призрачные» планеты могут создать еще большие трудности для ученых, относительно обнаружения подлинных признаков внеземной жизни на планетах находящихся вне нашей солнечной системы.

В последние 20 лет, астрономами было подтверждено существование почти двух тысяч планет около далеких звезд, и в ближайшем будущем будут обнаружены еще тысячи этих инопланетных миров. Особый интерес представляют экзопланеты располагающиеся в обитаемых зонах, регионах вокруг звезд обладающих достаточным количеством тепла для поддержания на поверхности планет воды в жидкой форме.

Поиск внеземной жизни зачастую фокусируется на красных карликах, также известных как M карлики, которые являются самым частовстречающимся типом звезд в нашей Вселенной. Красные карлики примерно в пятьдесят раз тусклее Солнца, из чего следует, что их обитаемая зона находятся гораздо ближе, нежели аналогичная область в Солнечной системе.

Недавнее, компьютерное моделирование показало, что некоторые планеты, находящиеся вокруг красных карликов, могли лишиться всей своей воды в молодости, однако при этом они смотрятся так, как будто могут поддерживать жизнь и сегодня.

В первые годы своей жизни, красные карлики в десятки, а возможно и в сотни раз ярче, чем в остальное время своего существования. «Планеты около этих звезд могут образовываться в течение десяти миллионов лет, период, когда звезды еще очень яркие,» сказал Luger. «И это очень плохо для формирования жизни, поскольку температура на планете в этом случае будет превышать тысячу градусов Цельсия. При такой температуре океаны на планете начнут закипать, и вся вода просто испариться.»

Неглядя на то что со временем красные карлики становятся более тусклыми, большая часть света, которую они излучают приходит к планете в форме рентгеновских лучей и ультрафиолетового света. Эти излучения большой энергии могут разделить молекулы воды на составляющие ее атомы водорода и кислорода. Легкий водород будет подниматься вверх оставляя более тяжелый кислород в нижних слоях атмосферы.

“Этот эффект может привести к образованию атмосферы, в которой будет в тысячи раз больше кислорода чем, например, в земной”, отметил Luger.

“Эти данные говорят о том, что даже если далекая планета слишком сухая, чтобы поддерживать жизнь, аналогичную земной, она может обладать большим количеством кислорода в своей атмосфере, а это в свою очередь может ввести ученых в заблуждение, поскольку кислород на данный момент рассматривается как один из индикаторов жизни”, сказал Luger.

Будущие исследования, в которых будет участвовать телескоп James Webb, миссия которого предположительно начнется в 2018 году, смогут подтвердить или опровергнуть полученные результаты.