Экзопланета

Представьте себе жизнь на Земле, где каждые 69 лет, Солнце исчезает и начинается почти полное затмение, которое длится более трёх с половиной лет. Именно такое необычное явление происходит в неназванной (на данный момент) двойной звёздной системе, удалённой почти на 10 000 световых лет от Земли. Недавно обнаруженная система, имеющая только порядковый номер в астрономическом каталоге – TYC 2505-672-1, установила новый рекорд как самого продолжительного звёздного затмения, так и наиболее длительного периода между двумя затмениями в двойной звёздной системе.

Открытие необычных свойств этой системы было сделано группой астрономов из Гарварда при сотрудничестве с их коллегами из Пенсильванского университета, а также участниками Американской ассоциации наблюдателей переменных звёзд. Документ принят к публикации в Astronomical Journal.

“Это наиболее продолжительное звёздное затмение из когда-либо найденных, наблюдаемое в двойной звёздной системе” доктор Джой Родригес (Joey Rodriguez). Предыдущим рекордсменом является система Эпсилон Возничего – в которой звезда-гигант затмевает своего компаньона каждые 27 лет на срок от 640 до 730 дней.

“Эпсилон Возничего находится гораздо ближе – всего около 2200 световых лет от Земли – и она существенно ярче, что позволило астрономам изучить её более детально” сказал Родригес. Затмения в этой системе обусловлены тем, что Эпсилон Возничего состоит из звезды-сверхгиганта на орбите которого находится звезда немного крупнее нашего Солнца, окружённая толстым диском пыли и газа, который в свою очередь повёрнут к нам практически ребром.

“Одной из проблем в астрономии является то, что некоторые из наиболее важных явлений происходят в течении намного более продолжительных периодов нежели жизнь человека” говорит соавтор исследования Кайван Стассун (Keivan Stassun) – профессор физики и астрономии. “В данном же случае мы имеем редкую возможность изучить явление продолжительность которого составляет всего несколько десятилетий и может рассказать нам о различных условиях окружающей среды, наблюдаемой вокруг далёких звёзд” добавил он.

Выводы учёных основаны на изучении тысяч фотоснимков, полученных астрономами Гарварда в ходе регулярного обследования северного неба, в период между 1890 и 1989 годами.

“Единственным вариантом, объясняющим такое продолжительное затмение, является наличие плотного слоя материала вокруг звезды-компаньона. Ничто иное не имеет необходимых размеров достаточных для блокирования звезды на протяжении нескольких месяцев” сказал Родригес.

TYC-2505-672-1 настолько далека, что количество данных, которые астрономы смогли извлечь из изображений было ограничено. Тем не менее, они смогли оценить температуру поверхности звезды-компаньона и обнаружили, что она составляет около 2000 градусов по Цельсию. В сочетании с тем фактом, что диаметр звезды в два раза меньше диаметра Солнца, можно предположить, что это красный гигант, сбросивший свои внешние слои, из которых, вероятно, и сформировался диск, затмевающий другую звезду. Для того, чтобы период между затмениями равнялся 69 годам расстояние между звёздами должно составлять около 20 астрономических единиц, что соответствует примерному расстоянию между Солнцем и Ураном.