Тёплый Юпитер

После анализа наблюдений, проведённых космическим телескопом Кеплер за последние четыре года, астрономы из Университета Торонто обнаружили, что многие из планет, относящихся к так называемым “тёплым юпитерам” обладают массивными спутниками.

Анализ данных, опубликованный 10 июля в Astrophysical Journal, предоставляет убедительные доказательства существования двух различных типов тёплых юпитеров, каждый из которых имеет собственную историю формирования и развития.

Эти два типа включают в себя те планеты, которые имеют компаньонов и, таким образом, вероятно, образовались именно там, где мы находим их сегодня; и те, которые не имеют компаньонов. Последние, вероятно, мигрировали в их текущие позиции.

Как сказал ведущий автор исследования – Челси Хуан (Chelsea Huang) – сотрудник Института астрономии и астрофизики, Университета Торонто: “наши результаты показывают, что большая часть тёплых юпитеров не может мигрировать в свои текущие позиции, и идея о том, что они образовались там, где мы их находим сегодня должна быть рассмотрена более серьезно”.

Тёплые юпитеры – это массивные, газовые гиганты. Они сравнимы по размеру с газовыми гигантами нашей Солнечной системы, но в отличие от, например, Юпитера или Сатурна, орбиты этих экзомиров не превышают орбит Меркурия или Венеры. Таким образом продолжительность года на таких планетах составляет от 10 до 200 дней.

Из-за своей близости к их родительским звёздам, тёплые юпитеры горячее, чем холодные газовые гиганты в нашей системе, но всё же они холоднее, чем горячие юпитеры, которые, как правило, находятся ближе к их родительской звезде, чем Меркурий к Солнцу.

Предполагается, что тёплые юпитеры формируются на внешних границах своих планетарных систем, а затем мигрируют внутрь к их текущей позиции, выбрасывая при этом своих компаньонов за пределы системы. Однако, вместо того чтобы найти “одинокие” тёплые юпитеры, команда обнаружила, что 11 из 27 объектов, которые они изучали имеют спутники размером с Землю, а некоторые даже размером с Нептун.

“Наше исследование показало, что более половины таких планет имеют компаньонов? Таким образом мы точно знаем, что они сформировались именно там, где мы их и обнаружили”, заключил Хуан.