Звезда TYC 2505-672-1

Три года назад астрономами МГУ была обнаружена яркая звезда TYC 2505-672-1, которая на данный момент выглядит намного тусклее. Ученые предполагают, что TYC 2505-672-1 является двойной звёздной системой, хотя какие-либо данные о втором компаньоне до сих пор неизвестны. Статья о находке будет опубликована в журнале “Астрономия и астрофизика”, а препринт доступен на Arxiv.

Российские астрономы, работающие с глобальной сетью роботизированных телескопов MASTER, определили, что гигантская звезда в созвездии Малого Льва, которая считалась потухшей на самом деле просто значительно (примерно в 100 раз) изменила свою яркость.

Сеть телескоп MASTER была построена учёными МГУ под руководством профессора Владимира Липунова с целью обнаружения и исследования наиболее энергичных вспышек во Вселенной – гамма-всплесков, сопровождающих процесс образования чёрных дыр и нейтронных звёзд. Благодаря работе телескопов MASTER исследователями уже обнаружено более тысячи вспышек, произошедших на расстояниях от нескольких сотен до миллиарда св. лет от Земли, а также зафиксирован целый ряд потенциально опасных астероидов. Телескопы расположены вблизи Благовещенска, Кисловодска, Иркутска, на Урале, в Московской области, а также в Аргентине, ЮАР и Испании.

Открытие ещё одной звезды меняющей свою яркость по сути не является чем-то необычным. Явления такого рода, как известно, наблюдаются в нашей Вселенной. Тем не менее, вопрос почему звезда TYC 2505-672-1 потемнела остаётся открытым. Были предложены различные гипотезы, одна из которых предполагает, что красный гигант следуя по своей эволюционной дорожке, выбросил в окружающее пространство облако космической пыли, состоящее из частиц углерода и спрятался за ним.

Телескоп

Приблизительно в то же время, Рольф Янсен (Rolf Yansen) – голландский астроном из аризонского университета, также обратил внимание на эти звёзды. Он пересмотрел данные библиотеки гарвардской обсерватории, которая стала общедоступной с июня 2014 года, и обнаружил, что с 1942 по 1945 год, TYC 2505-672-1 прошла через аналогичный этап снижение яркости. По расчетам учёного, звезда имеет беспрецедентный период изменения блеска, составляющий около 69 лет или 25 245 дней.

Как говорит Денис Денисенко, один из авторов работы, предыдущий рекорд принадлежал звезде Эпсилон Возничего. Её затмения повторяются каждые 9890 дней, что немногим более 27 лет. Только пять звёзд, известных науке, имеют периоды изменения блеска, составляющие более десяти лет. Другими словами, новая переменная звезда превышает существующий рекорд более чем в два с половиной раза.

“Как ни странно, проект MASTER, изначально предназначенный для наблюдения за быстро происходящими явлениями, такими как гамма-всплески и звёздные вспышки, обнаружил беспрецедентную изменчивость совершенно другого масштаба” говорит Денис Денисенко.

Учёные предполагают, что звезда на самом деле является двойной системой, хотя они могут только догадываться о природе её спутника.

Затмение звезды. Посмотреть в облаке.

“Масштабы этого объекта действительно впечатляют”, говорит Денисенко. “TYC 2505-672-1 – это гигантская звезда, которая более чем в три раза тяжелее Солнца. Принимая во внимание второй компонент, масса системы должна составлять, по меньшей мере четыре массы Солнца”.

“Система довольно таинственна”, соглашается Владимир Липунов. “На самом деле мы наблюдаем полное затмение массивной звезды. Это означает, что какой-то достаточно большой объект целиком закрывает гигантскую звезду” заключил он.