Плутон

Плутон является крупнейшим объектом в поясе Койпера, и аппарат New Horizons выйдет на его орбиту 15 июля. Церера в свою очередь является крупнейшим объектом в поясе астероидов, и космический корабль Dawn выйдет на орбиту этой карликовой планеты 6 марта.

Эти два события сделают 2015 год поистине захватывающим годом для исследователей Солнечной системы. Однако в этих событиях есть нечто большее чем просто наука. Вполне возможно, что 2015 год станет годом, когда ученые используя новые знания об этих двух объектах, вернут Плутон и добавят Цереру в семью планет Солнечной системы.

В 2006 году из примерно десяти тысяч участников МАС, 237 человек проголосовали в пользу резолюции, согласно которой Плутон должен считаться карликовой планетой, а 157 проголосовали против (остальные 9500 участников не присутствовали на заключительном заседании Генеральной Ассамблеи МАС в Праге).

Церера и Плутон являются сфероидальными объектами, аналогичными Меркурию, Земле, Юпитеру и Сатурну. Это один из признаков для определения принадлежности объекта к классу планет. Они оба вращаются около звезды, также как Венера, Марс, Уран и Нептун. Это также является частью широко принятого определения планеты. Однако в отличие от больших планет Церера и Плутон по определению МАС «не очистили окрестности вокруг своей орбиты». Хотя непонятно почему для того чтобы считаться планетой надо «расчищать окрестности»

Некоторые астрофизики утверждают, что если бы Земля находилась в поясе Койпера, то она также не смогла бы очистить свой район, а следовательно – не считалась бы планетой. То есть получит объект статус планеты или нет зависит от его местоположения. Здесь планета, там не планета. Логично считать, что местоположение не имеет значения, а действительно важным параметром являются свойства самих объектов.

До сих пор ни один космический аппарат не находился на орбите Плутона и Цереры, однако совсем скоро все изменится, и мы увидим два развивающихся и меняющихся мира, которые почти наверняка придется признать планетами.

Когда Плутон был открыт Клайдом Томбо в 1930 году, многие астрономы были уверены, что за Нептуном находится большая планета, однако вместо этого они обнаружили Плутон, который оказался меньше Нептуна и даже меньше Земли, хотя и более чем в два раза больше Цереры. Плутон также имеет необычную орбиту, поскольку она пересекает орбиту Нептуна, однако расположена таким образом, что эти две планеты никогда не столкнутся.

Проблемы Плутона начались в 1992 году, когда астрономы Дэвид Джевитт и Джейн Лу обнаружили первые объекты в поясе Койпера. Плутон, как выяснилось, является одним из крупнейших объектов в этом районе. Пояс Койпера может содержать сотни других планетных миров, аналогичных Плутону.

У Плутона есть один большой спутник Харон, и по крайней мере четыре маленьких спутника: Никс, Гидра, Кербер и Стикс. Он имеет атмосферу, которая расширяется и сжимается по мере нагревания и охлаждения Плутона во время его 248-летнего движения вокруг Солнца. Поверхность, вероятно, богата водяным льдом, обогащенным метаном азотом и окисью углерода; эти льды могут содержать сложные органические молекулы.

Миссия New Horizons готова ответить на некоторые из наших бесчисленных вопросов о Плутоне. Как он сформировался? Из чего состоит его атмосфера? Как выглядит поверхность? Есть ли у Плутона магнитное поле? Что представляют из себя луны планеты? Есть ли у Плутона подповерхностных океан? Есть ли на поверхности Харона лед состоящий из воды?

Плутон хранил свои секреты на протяжении нескольких миллиардов лет, но через несколько месяцев, ученые приоткроют эту завесу тайны. И Плутон начнет делиться своими секретами с нами. Наше знакомство с этим объектом поможет нам понять, что Плутон всегда был планетой, хотя и небольшой.