Тёплый Юпитер

Европейская команда астрономов под руководством Оскара Бэррагана (Oscar Barragán) из университета Турина (Италия) сообщает об открытии маломассивного тёплого Юпитера – экзопланеты на орбите соседнего оранжевого карлика. Недавно обнаруженный чужой мир, получивший название EPIC 218916923b, является самым лёгким тёплым Юпитером из известных на сегодняшний день. Результаты исследования были представлены 2 февраля в статье, опубликованной на сайте arXiv.

Новая планета впервые была обнаружена космическим телескопом Кеплер (НАСА) во время его дополнительной миссии, известной как К2. В ходе наблюдений, которые были проведены в период с 4 октября по 26 декабря 2015 года, был зафиксирован транзитный сигнал, связанный со звездой EPIC 218916923, расположенной приблизительно в 500 световых годах от Земли.

Для того чтобы подтвердить планетарный характер транзитного сигнала, команда провела дополнительные наблюдения с использованием наземных обсерваторий. Учёные воспользовались возможностями 2,56-метрового Nordic Optical Telescope (NOT), 3,58-метрового Telescopio Nazionale Galileo (оба расположены на Роке-де-лос-Мучачос, Канарские острова, Испания), 2,7-метрового телескопа в обсерватории Мак-Дональд (штат Техас, США) и 3,6-метрового телескопа обсерватории Ла-Силла (Чили).

Исследователи сумели рассчитать основные параметры системы. Согласно результатам исследования, EPIC 218916923b имеет радиус около 0,81 радиуса Юпитера, однако его масса при этом не превышает 38 процентов от массы самой большой планеты Солнечной системы. Исследователи также отметили, что экзомир совершает один оборот вокруг своей звезды за 29 дней. Плотность EPIC 218916923b примерно на 12 процентов меньше, чем плотность Юпитера.

Обнаружение экзопланеты

Кроме того, учёные предполагают, что планета имеет ядро с массой около 48 масс Земли, в котором заключено около 40 процентов от общей массы планеты. Они также считают, что EPIC 218916923b имеет твёрдое ядро, окруженное газовой оболочкой.

Принимая во внимание тот факт, что EPIC 218916923b является газовым гигантом, а его орбитальный период составляет более 10 дней, эта планета была классифицирована как теплый Юпитер. Планеты такого типа являются газовыми гигантами с минимальной массой 0,3 масс Юпитера и орбитальными периодами в пределах от 10 до 100 дней.

Группа пришла к выводу, что открытие EPIC 218916923b знаменует собой еще один важный шаг на пути к пониманию тёплых Юпитеров с точки зрения планетарной массы, радиуса и параметров орбиты. Это может быть полезно при тестировании различных механизмов формирования планет.