года

Астрономы открывают три экзопланеты серии “Катар”

Экзопланеты

Международная команда астрономов заявила об обнаружении трех новых экзопланет. Вновь обнаруженные экзомиры, получившие названия: Qatar-3b, Qatar-4b и Qatar-5b принадлежат к так называемому классу “горячих Юпитеров”. Полученные результаты были представлены в статье, опубликованной на сайте препринтов arXiv 23 июня.

Планеты были обнаружены при помощи инструмента Qatar Exoplanet Survey (QES), предназначенного для поиска экзопланет. QES управляется научно-исследовательским институтом по окружающей среде и энергетике (QEERI), являющемся частью университета Хамада бен Халифа (HBKU) (Дохе, Катар). В ходе исследования для поиска газовых гигантов использовалась роботизированная система камер широкого поля зрения, расположенная в Нью-Мексико. Проект продемонстрировал свои возможности еще в 2010 и 2011 годах, когда он обнаружил экзопланеты Qatar-1b и Quatar-2b.

Новые экзопланеты были обнаружены международной группой астрономов под руководством Халида Аль-Субаи (Khalid Al-Subai), исполняющего обязанности исполнительного директора QEERI. Ученые также провели последующие спектроскопические наблюдения для определения физических характеристик вновь выявленных миров. Для этой цели они использовали спектрограф TRES в обсерватории Фреда Л. Уиппла на горе Хопкинс (Аризона) и 1,23-метровый телескоп Цейсс в обсерватории Калар Альто (Испании).

Все три планеты являются типичными “горячими Юпитерами" – гигантскими газовыми планетами, сходными по своим характеристикам с самой большой планетой Солнечной системы – Юпитером. Их орбитальные периоды не превышают 5 дней, а температура на поверхности варьируется в диапазоне от 1400 до 1700 К. Такие высокие температуры обусловленных небольшим расстоянием между планетами и их родительскими звездами.

Согласно исследованию, Qatar-4b является самой большой и наиболее массивной планетой из всей тройки. Радиус планеты примерно в 1,55 раза больше радиуса Юпитера, и она почти в шесть раз массивнее его. Для завершения одного оборота вокруг своей звезды-хозяина Qatar-4b требуется 1,8 дня.

Qatar-3b и Qatar-5b имеют примерно одинаковые размер и массу. Они оба немного больше, чем Юпитер (1,1 радиуса Юпитера) и приблизительно в 4,3 раза массивнее Юпитера. Их орбитальные периоды также сопоставимы, так у Qatar-3b он составляет два с половиной дня, а у Qatar-5b почти три дня.

Родительские звезды вновь открытых планет, лишь немного больше, чем наше Солнце и их массы находятся в диапазоне от 0,95 до 1,15 солнечных масс. Исследование также показывает, что Qatar-5 является одной из самых богатых металлами звезд, известных на сегодняшний день.

Данная работа доказывает, что наземные исследования могут быть весьма продуктивным, когда речь идет о поиске экзопланет. Авторы документа считают, что будущие наблюдения этого класса небесных тел может дать ключ к пониманию их происхождения и формирования планетарной системы в целом.