года

GJ 3470b – экзопланета с синим небом

GJ 3470b

Экзопланета

Команда астрономов используя телескопы LCOGT обнаружила рассеянный свет (так называемый эффект рэлеевского рассеяния), проходящий через атмосферу экзопланеты размером с Нептун. Обнаружение этого эффекта предполагает наличие голубого неба в этом мире, который находится всего в 100 световых годах от нас. Экзопланета была обнаружена в момент ее транзита перед своей родительской звездой, вызывая тем самым уменьшение количества света, которое фиксируют наземные телескопы. Когда экзопланета проходит перед своей звездой астрономы могут измерить размер планеты, а также изучить ее атмосферу. Спектр излучения, проходящего через атмосферу экзопланеты позволяет исследователям выявить вещества, присутствующие в ней, а, следовательно, и ее состав. Эти измерения чаще всего осуществляются с помощью инфракрасного света используя крупные телескопы. В течение последних нескольких лет, исследователи изучали атмосферы нескольких небольших экзопланет при помощи больших наземных и космических телескопов, однако им не удавалось определить состав их атмосфер, используя этот метод. В большинстве случаев это происходило в следствии того, что в атмосфере экзопланет имеются облака.

Экзопланета GJ 3470b, всего в четыре раза больше нашей Земли, следовательно, она является скалистым объектом, а не планетой типа горячий Юпитер (примерно в 10 раз массивнее Земли), которые на данный момент составляют основную часть экзопланет с хорошо изученной атмосферой. Планета вращается около небольшого красного карлика, что означает, что она блокирует значительное количество света во время каждого своего транзита, а это в свою очередь позволяет астрономам изучить ее с большей точностью. Астрономы во главе с Дианой Драгомир из университета Чикаго провели комбинированные транзитные наблюдения используя все телескопы обсерватории LCOGT (1-2 м), чтобы окончательно подтвердить наличие релеевского рассеяния для GJ 3470b. В результате GJ 3470b оказалась наименьшей из всех экзопланет, для которых подтверждено наличие релеевского рассеяния. Проведенные измерения также позволили исследователям утверждать, что атмосфера экзопланеты является довольно плотной и богатой водородом.

Д-р Драгомир заявила, что “это открытие приближает нас к пониманию природы относительно небольших экзопланет посредством использования нового метода, который позволяет нам исследовать атмосферы экзопланет даже если они довольно плотные”.

Результаты исследования были опубликованы в журнале “Астрофизика” 20 ноября.