Белый карлик

Астрономы из университетов Тюбингена и Потсдама обнаружили самый горячий, из когда-либо обнаруженных в нашей Галактике, белый карлик. При температуре около 250 000 градусов по Цельсию, эта умирающая звезда, находящаяся на окраине Млечного Пути, уже вступила в фазу охлаждения. Исследователи также впервые обнаружили межгалактическое газовое облако, которое движется в направлении Млечного Пути и является свидетельством того, что галактики собирают свежий материал, который они могут использовать, чтобы создать новые звезды, из окружающего космического пространства. Эти данные были опубликованы в последнем выпуске журнала “Астрономия и астрофизика”.

Звезды с относительно малыми массами – как наше Солнце – разогреваются до наиболее высоких температур в конце своей жизни. Температура поверхности Солнца является относительно постоянной с момента его рождения (4,6 млн лет назад) и составляет около 6 000 градусов по Цельсию. Свой запас ядерного топлива наше светило исчерпает приблизительно через пять миллиардов лет, в результате чего Солнце достигнет температуры в тридцать раз большей – около 180 000 градусов, после чего начнет охлаждаться и превратиться в белого карлика. Компьютерное моделирование показывает, что звезды могут быть еще более горячими. Самая высокая температура, которая была измерена у умирающей звезды, до сегодняшнего дня, составила примерно 200 000 градусов.

Астрофизики проводили свои исследования в ультрафиолетовом спектре, при помощи космического телескопа Хаббла. Как показали расчеты температура в 250 000 градусов могла быть достигнута звездой, масса которой примерно в пять раз больше массы нашего Солнца. Белый карлик, RX J0439.8-6809, уже около 1000 лет находится в фазе охлаждения, а, следовательно, изначально его температура достигала порядка 400 тысяч градусов. Химический анализ звезды показал наличие на его поверхности углерода и кислорода – продуктов ядерного синтеза гелия – процесса, который обычно происходит глубоко в ядре звезды.

RX J0439.8-6809 впервые заметили более 20 лет назад как очень яркое пятно на рентгеновских изображениях, что указывало на источник огромного количества тепла. Первоначально астрономы считали, что эта звезда находится в соседней галактике – Большом Магеллановом Облаке. Однако новые наблюдения показали, что звезда находится на окраине Млечного Пути, и отдаляется от нас со скоростью 220 километров в секунду.

Анализ ультрафиолетового спектра звезды выявил наличие облака газа, которое не принадлежит белому карлику. Химический состав этого облака говорит о том, что оно образовалось в межгалактическом пространстве, что в свою очередь является свидетельством того, что галактики собирают свежий материал из глубокого космоса, который затем используют для формирования новых звезд.