Двойная звезда

L1551 IRS 5 является молодой двойной звездой возраст которой составляет всего около пяти сотен тысяч лет. Благодаря своей близости (около 450 световых лет) и её высокой активности, система находится под пристальным наблюдением астрономов на протяжении уже многих лет. Малкольм Фрайдланд (Malcolm Fridlund) из обсерватории Лейдена в Нидерландах, изучающий L1551 IRS 5 в течение уже почти 40 лет, является одним из учёных, увлечённых этим объектом. Он опубликовал более 20 научных работ об этой звёздной системе, последняя из которых появилась на сайте Arxiv 22 марта. Эта работа суммирует все знания, полученные Фрайдландом за эти десятилетия и позволяет лучше понять эту любопытную систему.

Двойная звезда L1551 IRS 5 находится на краю плотного молекулярного облака L1551. Обе составляющие системы окружены пылегазовым диском, из которого в будущем могут сформироваться планетезимали.

“Большая звезда из этой пары будет сопоставима по своим размерам с нашим Солнцем, когда она станет чуть старше, в то время как её компаньон гораздо меньше, он станет так называемым красным карликом. На данный момент система находится в довольно активной фазе” сказал Фрайдланд.

L1551 IRS 5 является интересной целью для астрономов, поскольку они могут улучшить свои знания о ранних фазах формирования звёзд. Её изучение может обеспечить учёных данными о том, как звёзды и планеты формируются.

“Это на самом деле очень хорошая, если не лучшая лаборатория для изучения того, как звёзды, подобные Солнцу, формируются” отметил Фрайдланд.

Фрайдланд начал свои наблюдения системы в 1979 г. в Национальном центре атмосферных исследований (NCAR) в Палестине, штат Техас. Он провел своё собственное первое наблюдение L1551 IRS 5 при помощи 60-сантиметрового телескопа, поднятого на высоту 42 км воздушным шаром. Эти фотометрические наблюдения позволили ему узнать расстояние между звёздами. А заказать праздничные воздушные шары, наполненные гелием, вы можете перейдя по ссылке. Кроме того, он смог классифицировать двойную звезду как маломассивный объект, относящийся к главной последовательности, и имеющий молекулярный отток.

Последующие наблюдения, проведённые Фрайдландом в 1980-е годы, явно показали, что молекулярный отток системы имеет структуру лепестков на краях которых находится вакуум, и что эти лепестки наполнены нейтральным атомарным водородом.

В 1990-е и 2000-е годы, исследование Фрайдланда было сосредоточено на изучении L1551 IRS 5 при помощи космического телескопа Хаббла. Эти наблюдения подтвердили бинарность струй, а также было обнаружено что скорости этих струй различны.

Система также наблюдалась в 20-метровый телескоп Онсальской, обсерватории, расположенной в Швеции. Это наблюдение позволило исследователям определить общую массу газа, его динамику и общую структуру. Последние наблюдения показали также то каким именно образом импульс, передаваемый звездой, воздействует на движение газа в лепестках.

“В ближайшем будущем, мы собираемся изучить L1551 IRS 5 при помощи европейского Очень Большого Телескопа, чтобы рассчитать другие свойства звезды. на данный момент у нас есть только масса и светимость. Мы также хотим продолжить наблюдения при помощи телескопа Хаббл и использовать Чандра для получения рентгеновских данных об оттоке и его взаимодействии с окружающей средой” сказал Фрайдланд.

“Система L1551 IRS 5 удивляет меня в течение очень долгого времени, и я уверен, что новые наблюдения в оптическом и рентгеновском диапазонах будут продолжать делать это” заключил Фрайдланд.