Титан

Поверхность самого большого спутника Сатурна покрыта морями, состоящими из жидких углеводородов. Согласно новому исследованию установлено, что одно из них наполнено чистым метаном, а его дно, вероятно, покрыто илом, который богат органическим материалом.

Из всех спутников в Солнечной системе, Титан является единственным спутником с плотной атмосферой и большими жидкими водоемами на своей поверхности – это делает его очень похожим на планеты, такие как Земля. И в атмосфере Земли и в атмосфере Титана преобладает азот, в последнем случае его доля составляет 95%. Тем не менее, в отличие от Земли, там очень мало кислорода: кроме азота там присутствует метан, небольшое количество водорода и незначительное количество других газов, таких как этан.

Ученые еще до начала миссии Кассини-Гюйгенса предполагали что на Титане могут существовать углеводородные озера и моря. Это предположение подтвердилось в 2004 году, когда орбитальный аппарат Кассини показал, что более 1,6 миллиона квадратных километров поверхности Титана, что составляет почти 2% – покрыты жидкостью. Там было обнаружено три больших моря, находящихся недалеко от северного полюса, и десятки более мелких озер в северном полушарии. В южном полушарии было найдено только одно озеро.

Точный состав этих жидких водоемов оставался неопределенным до недавнего времени. Новое исследование, опубликованное в журнале Geophysical Research: Planets, подтвердило, что одно из крупнейших морей на спутнике – море Лигеи сотоит в основном из жидкого метана. В исследовании использовались данные полученные аппаратом Кассини во время его облетов Титана в период между 2007 и 2015 годами.

“Мы ожидали, что море Лигеи будет состоять в основном из этана, который в изобилии конденсируется в атмосфере, когда солнечный свет разрушает молекулы метана” объясняет Элис Ле Галь (Alice Le Gall) – ведущий автор нового исследования из университета Версаля (Франция). “Однако вместо этого мы увидели, что это море преимущественно состоит из чистого метана” говорит она.

Учеными было предложено несколько гипотез для объяснения такого неожиданного состава моря. “Либо море Лигеи пополняется за счет свежих осадков метана, либо что-то удаляет этан из него” говорит Элис.

В своем исследовании ученые использовали тепловые наблюдения моря Лигеи на определенной длине волны, а также данные радиозондирования, проведенного в мае 2013 года в исследовании под руководством Марко Мастроджизеппе (Marco Mastrogiuseppe), который также участвовал и в настоящем исследовании. Во время радиозондирования было обнаружено, что глубина Лигеи достигает 160 метров. С помощью этой информации, Элис и ее коллеги смогли разделить вклады моря и морского дна в наблюдаемое тепловое излучение.

“Исследование показало, что морское дно Лигеи, вероятно, покрыто илом, состоящим из органических соединений” добавляет Элис. Органические соединения образуются, вероятно, в результате взаимодействия азота и метана в атмосфере Титана, а затем выпадают на поверхность в виде дождя.

В своей работе исследователи проследили за изменением температуры Лигеи. Ученые ожидали, что там также, как и на Земле, окружающий твердый ландшафт будет нагреваться быстрее, чем море. Однако измерения не показали значительной разницы между температурой моря и температурой на берегах. Это наводит на мысль о том, что районы вокруг озера затоплены жидкими углеводородами, которые могут изменять их тепловые характеристики.

“Наше исследование, впервые, выявило основные свойства одного из морей Титана, улучшив тем самым наше понимание климата и циркуляционных процессов в этом удивительном мире” отметил Николас Альтобелли (Nicolas Altobelli) ученый миссии Кассини-Гюйгенс.