Галактика M74

Гигантская звезда, которая взорвалась 30 миллионов лет назад относительно недалеко от Земли имела радиус в 200 раз больший, чем наше Солнце, говорится в новой работе исследователей из университета Далласа (СМУ).

Мощный взрыв выбросил материал звезды в космическое пространство со скоростью не менее 10 000 километров в секунду. “Это эквивалентно 36 миллионам километров в час или 22,4 миллионам миль в час” сказал физик Говинда Дунгана (Govinda Dhungana) – ведущий автор нового исследования.

Комплексный анализ кривой блеска и спектра взорвавшейся звезды предоставил ученым новую информацию о жизни и смерти сверхновых в целом, многие аспекты которых уже давно озадачивали исследователей.

“Существует очень много характеристик, которые мы можем получить изучая новые данные” сказал Дунгана. “Это была большая и массивная звезда, которая сжигая огромное количество топлива, достигла точки, когда ее ядро ​​не смогло сопротивляться гравитации и сжалось, а затем произошел взрыв”.

Этот взрыв был одним из самых близких к Земле за последние несколько десятков миллионов лет. “В ночном небе он стал виден в телескопы, начиная с 24 июля 2013 г.” отметил Роберт Кехо (Robert Kehoe), профессор физики, который является руководителем группы астрофизиков в СМУ.

Взрыв суперновой, которую астрономы назвали SN 2013ej, произошел в галактике M74, находящейся недалеко от Млечного Пути. Мощность взрыва сопоставима с мощностью одновременной детонации 100 миллионов Солнц. SN 2013ej является третьей сверхновой, обнаруженной в галактике M74 за последние 10 лет. Это довольно часто по сравнению с нашей галактикой, в которой обнаружили всего одну сверхновую за последние 400 лет. По оценкам НАСА, галактика М74 состоит из 100 миллиардов звезд.

Дунгана и его коллеги смогли подробно изучить SN 2013ej благодаря наличию обширных данных, полученных при помощи семи наземных телескопов и спутника Swift (НАСА). Данные охватывают период времени от появления сверхновой в июле 2013 года до зимы 2014 года. Исследователи смогли измерить температуру сверхновой, ее массу, радиус, и соотношение разнообразных химических элементов в момент взрыва.

Масса звезды оказалась в 15 раз больше, чем масса нашего Солнца, а ее температура достигала 12 000 Кельвинов в первые дни после взрыва, затем она постепенно снижалась, пока не достигла 4 500 Кельвинов спустя 50 дней. Температура Солнца равна 5 800 Кельвинов, в то время как температура ядра ​​Земли не превышает 6000 Кельвинов.

Результаты исследования будут опубликованы в мае 2016 года в The Astrophysical Journal.