Ганимед

При помощи космического телескопа Хаббл ученым удалось обнаружить соленый океан скрывающийся под поверхностью Ганимеда – крупнейшего спутника Юпитера.

По мнению исследователей из НАСА, океан на Ганимеде – который закрыт толстой коркой льда – в действительности может содержать в себе больше воды, чем все океаны на поверхности Земли вместе взятые. Ученые считают, что глубина океана составляет около 100 километров (60 миль) что в десять раз глубже чем океаны на Земле. Новое открытие космического телескопа Хаббла также может помочь ученым узнать больше о потенциально водяных мирах, которые существуют в Солнечной системе и за ее пределами. Ученые заинтересованы в получении дополнительной информации о водяных мирах, потому что жизнь, как мы ее знаем, в первую очередь зависит от наличия воды.

Ганимед – самый большой спутник в Солнечной системе, его диаметр составляет приблизительно 5268 километров (3273 мили). Исследователи уже давно предполагали, что под его поверхностью имеется океан. В 2002 году зонд Галилео измерив магнитное поле спутника предоставил некоторые данные подтверждающие теорию подповерхностного океана. Недавние результаты, полученные телескопом Хаббла, подтвердили предыдущие выводы исследователей из НАСА.

Ученые использовали Хаббл для наблюдения за сияниями на Ганимеде – световыми лентами, находящимися на полюсах, которые создаются магнитным полем спутника. Полярные сияния на Ганимеде в определенной степени зависят и от магнитного поля Юпитера, что объясняется довольно близким расположением первого относительно огромной планеты. Используя телескоп Хаббла исследователям удалось обнаружить два полярных сияния. Учитывая, что поверхность Ганимеда сухая, а для полярных сияний необходима влажная среда, то ученые пришли к выводу о наличии подповерхностного океана на спутнике.

“Я всегда думал, в каких еще задачах можно использовать телескоп Хаббла”, сказал Йоахим Саур, геофизик и руководитель научной группы. “Есть, ли возможность используя телескоп, заглянуть внутрь планеты? Тогда я подумал: сияния! Поскольку полярные сияния создаются магнитным полем, то наблюдая за ними можно узнать что-то о магнитном поле спутника. А исходя из данных о магнитном поле спутника, можно рассуждать о составе ядра Луны”.

“Обнаружение полярных сияний на других планетах, потенциально может являться признаком наличия воды в чужих мирах”, отметил Хайди Ламу, вице-президент Ассоциации Университетов по исследованиям в области астрономии.

Астрономы могли бы обнаружить океаны на планетах вблизи магнитно-активных звезд, используя те же методы, что используют Саур и его исследовательская команды.

“Исследуя активность полярных сияний, мы можем сделать вывод о наличии воды на поверхности или внутри экзопланеты”, сказал Ламу. “Естественно, это не будет так просто, как было с Ганимедом и Юпитером, и определенно потребуется гораздо больший телескоп, чем Хаббл, но тем не менее это не плохой метод”, добавил он.