Квазар

Астрофизики обнаружили самый огромный и самый дальний из известных на сегодняшний день океанов в космическом пространстве. Запасы воды в этом резервуаре более чем в 150 триллионов раз большие, чем во всех вместе взятых океанах на Земле, заявляют сотрудники лаборатории реактивного движения NASA. Этот океан располагается возле квазара APM08279+5255, который находится в одиннадцати миллиардах световых лет от нас. Квазар является одним из самых мощных источников излучения. Энергия, которую он излучает почти в семьдесят тысяч раз больше энергии, которую создают все звезды в нашей галактике. Громадная яркость, наблюдаемая у квазаров, возникает в результате поглощения вещества сверхмассивной черной дырой находящейся в центре. Масса этой дыры приблизительно в двадцать миллиардов раз больше массы нашей звезды.

Из-за довольно большого расстояния до квазара, мы можем видеть его «младенцем» – в начале формирования нашей Вселенной, в тот момент, когда ей было приблизительно полтора миллиарда лет. Астрофизики предполагали возможность существования воды в тот период, однако до недавнего открытия квазара APM08279+5255 у них не было доказательств этого. Сейчас же двум независимым группам исследователей, одной во главе с Дариушем Лисом из Института Калифорнии и второй под руководством Мэтта Брэдфорда работающего в лаборатории реактивного движения, удалось подтвердить, что вокруг квазара APM08279+5255 располагается массивная область, состоящая из водяного пара.

“Обнаружение этой насыщенной водяным паром области еще раз подтверждает тот факт, что воду можно обнаружить во всех уголках космического пространства даже на самых первых этапах формирования Вселенной”, – подчеркнул Брэдфорд.

В своих исследованиях астрофизики использовали спектрометр Z-Spec, находящийся в Калифорнийской субмиллиметровой обсерватории (вторая группа ) и интерферометр Plateau de Bure Interferometer расположенный в Альпах (первая группа).

Исследователям удалось выяснить, что около квазара находится область протяженностью приблизительно сто световых лет, заполненная газом. Газ в этой области постоянно взаимодействует с инфракрасным и рентгеновским излучением, которое испускает квазар. Температура внутри области составляет около пятидесяти градусов ниже нуля (цельсия), а плотность примерно в триста триллионов раз меньше чем плотность земной атмосферы. Несмотря на это плотность этой среды в пару десятков раз выше плотности вещества внутри галактики подобной нашей. Расчеты показали, что вещества имеющегося вокруг квазара вполне хватит для того чтобы черная дыра находящаяся внутри увеличила свои размеры в шесть раз.