года

Обнаружены пустоты в протопланетном диске

Звезда AS 209

Звезда, окружённая протопланетным диском. Авторы и права: L. Calçada / ESO.

Расположенный в созвездии Змееносца, приблизительно в 410 световых годах от Солнца, интригующий протопланетный диск вокруг молодой звезды AS 209 медленно меняет свою форму.

Протопланетные диски – плотные, вращающиеся диски газа и пыли, которые окружают недавно сформировавшиеся звёзды. В один прекрасный день они станут материалом для планет, спутников и других менее крупных космических тел.

Звёздная система AS 209 очень молода – ей менее одного миллиона лет, однако уже сейчас можно наблюдать два чётких пробела в её протопланетном диске.

Итальянский астроном Давиде Феделе (Davide Fedele) и соавторы использовали радиотелескоп ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), чтобы изучить эту систему более подробно.

Исследователи получили изображение протопланетного диска AS 209 в высоком разрешении, что позволило изучить центральную область диска и обнаружить два кольца пустоты, находящихся в 75 и 130 астрономических единицах от звезды.

Звезда AS 209

Этот замечательный образ был получен с помощью ALMA. Авторы и права: ALMA / ESO / NAOJ / NRAO / D. Fedele et al.

Пустоты имеют разную ширину и глубину. Внешнее кольцо является более широким, чем внутреннее. Это заставляет доктора Феделе и его коллег полагать, что там располагается гигантская планета с массой в 0,7 массы Сатурна. Более узкая внутренняя щель могла быть образована меньшей планетой.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.