Пульсар

Быстро вращающиеся звездные объекты известные как пульсары являются на сегодняшний день самыми мощными источниками гамма-лучей в галактике Млечный Путь, отмечается в новом исследовании.

Мощным источником гамма-излучения, которое периодически удается наблюдать ученым в определенной области галактики, как предполагается из предыдущих исследований может являться пульсар – это то, что осталось после колоссального взрыва массивной звезды. Однако плотные газовые облака в космическом пространстве не позволяли ученым со стопроцентной точностью идентифицировать этот источник, пока они не начали использовать в своем исследовании космический аппарат NuSTAR принадлежащий NASA. NuSTAR использует рентгеновское излучение в своей работе, и от его глаз мало чему удается скрыться.

“Энергии исходящей от этой бывшей сверхновой, а ныне пульсара достаточно для излучения гамма-лучей как раз той мощности которую мы фиксируем с помощью наших приборов”, отметил в своем заявлении ведущий автор исследования Eric Gotthelf, работающий в Колумбийском университете.

Исследователи из института имени М. Планка зафиксировали более восьмидесяти мощных энергетических всплесков гамма-излучения в окрестностях нашей галактики. Более двух третьих из них были вызваны взрывами сверхновых. Остальные выбросы гамма-лучей можно объяснить излучениями, которые формируют двойные звезды. Тем не менее, некоторые из этих энергетических всплесков остаются неопознанными.

Источник гамма излучения J1640-465 является наиболее мощным из всех обнаруженных на данный момент. J1640-465 находится примерно в 42 тысячах световых годах от нашей планеты, что делает довольно затруднительным его изучение из-за облаков газа и пыли между ним и Солнечной системой.

Работа с NuSTAR, который использует рентгеновское излучение для исследования космического пространства позволила с большой уверенностью определить эти объекты как пульсары. В отличие от своих более слабых «собратьев», высокоэнергетические рентгеновские лучи способны пробиться сквозь пылевые облака и выйти на другой стороне. С помощью NuSTAR было определено, что обнаруженный пульсар J1640-4631, излучает с периодичностью пять импульсов в секунду.

“Изучение пульсаров подобных J1640-465 позволит астрономам построить физические модели объясняющие мощные гамма-излучения порождаемые этими редкими источниками”, отмечают исследователи в своем заявлении.

Миссия по изучению данных источников стартовала в 2012 году и продолжится как минимум до 2016 года.

“Сверхчувствительные приборы на борту NuSTAR помогут обнаружить ранее не замеченные пульсары в самых далеких глубинах нашей галактики”, заявляет соавтор Виктория Каспи, из Университета Макгилла в Канаде.