Новое применение льда
Голландские астрофизики разработали новую концепцию перемещения для будущих наноспутников CubeSat: согласно разработанной теории, предполагается, что наноспутники смогут перемещаться в космическом пространстве используя молекулы испаряющегося льда. Теория использования льда в качестве топлива для наноспутников была представлена в журнале Acta Astronautica.
Наноспутники представляют из себя довольно компактные космические зонды. Например, наиболее распространенным примером являются аппараты CubeSat, модули в которых представлены в форме куба, боковая грань такого куба составляет десять сантиметров, при этом масса кубсата достигает максимум 1,3 килограмма. Подобные зонды весьма легко и можно вывести на орбиту Земли (разместив вместе с основным грузом на борту ракеты), что в свою очередь делает их совершенным прибором для изучения космического пространства различными университетами. Не глядя на это отсутствие в конструкции быстрого мотора значительно ограничивает их мобильность и контролируемость.
Для преодоления данной трудности Анджело Червоне (Angelo Cervone) с Дельфтского научно-технического института сконструировал ракету на холодной тяге. В CubeSat предполагается загрузить около ста граммов льда. В космическом пространстве, по задумке Червоне, лед будет выделять молекулы пара минуя жидкую фазу. Коэффициент полезного действия двигателя можно будет увеличить используя в конструкции наноспутника нагревающийся элемент.
Первый подобный аппарат исследователи планируют запустить в космос уже через пару-тройку лет. На сегодняшний день основной проблемой для Червоне и его команды является сохранение воды в твердом состоянии в период пока аппарат находится в стадии ожидания запуска. Этот период может составлять несколько дней. Одним из вариантов решения данной задачи является замораживание жидкости непосредственно на орбите, однако это довольно сильно усложнит разработку и создание спутника.
Несмотря на то что новая система находится в разработке, у нее уже имеются серьезные конкуренты. Например, инженеры из массачусетского университета разрабатывают довольно компактный ионный ускоритель. Однако Червоне считает, что эти две технологии вполне могут работать вместе, то есть энергию ионного ускорителя можно использовать для запуска зонда на большие расстояния, а энергию ледяного ускорителя использовать для корректировки траектории движения.