Чёрная дыра вне галактики

Объект, который раньше принимали за сверхновую, в действительности может являться черной дырой которая была выкинута за пределы своей родной галактики.

Дальнейшее наблюдение должно дать окончательный ответ, но независимо от результата, этот объект довольно интересен. Если это сверхновая, то это новый вид, который излучает в течение десятилетий, что довольно странно учитывая что большинство сверхновых выгорает меньше чем за год. Если это черная дыра, то скорее всего, это результат столкновения двух черных дыр, которые были одновременно выброшены из своих сливающихся родительских галактик.

“Это может быть новый тип сверхновой, который мы просто никогда не видели раньше”, сказал астрофизик Michael Koss, который руководит исследованиями. “С другой стороны это может быть блуждающая черная дыра”, говорит Koss. “Но чем бы это ни было это поистине удивительный объект”.

Koss, астрофизик из космического центра Швейцарии, начал исследовать объект SN в 2010 году. Предыдущие наблюдения показали, что SDSS1133 является сверхновой – звездой, которая достигла конца своего пути и озарила пространство яркой вспышкой.

Но Koss был потрясен, когда он обнаружил, что на архивных изображениях, полученных при помощи телескопа Pan-STARRS, еще в 50-х годах прошлого столетия, так же отчетливо виден объект SDSS1133. Выходит, что SDSS1133 светит как минимум на протяжении последних шестидесяти лет. Ни одна из известных сверхновых никогда не сияла так долго. К тому же в течение последних шести месяцев, объект, начал светить еще интенсивнее. Обычно сверхновые испускают одну ослепительную вспышку, а затем гаснут.

На основании последних наблюдений с нескольких приборов, в том числе телескопа SWIFT принадлежащего НАСА, Koss считает более привлекательной гипотезу, согласно которой SDSS1133 является черной дырой. Эти объекты могут быть удивительно яркими, поскольку гравитация черной дыры может нагревать находящийся рядом газ, который затем и излучает. Эти светящиеся черные дыры также называют активными ядрами галактик (семейство объектов, которое также включает в себя квазары), потому что они обычно располагаются в центре галактик.

Однако SDSS1133, по-видимому, находится почти в двух с половиной тысячах световых лет от центра своей родной галактики. Markarian 177 является карликовой галактикой, которая располагается в созвездии Большой Медведицы. Исследования с использованием телескопа Keck 2 расположенного на Гавайях свидетельствуют о недавнем катаклизме в галактике Markarian 177.

“Скорее всего, мы наблюдаем последствия слияния двух небольших галактик и столкновения их центральных черных дыр”, говорит соавтор исследования Laura Blecha сотрудник университета в Мэриленде. Blecha изучает процессы, происходящие при столкновениях черных дыр и результаты этих столкновений. “Астрономам до настоящего времени не удавалось обнаружить блуждающие черные дыры, поэтому если этот объект окажется одной из них, это будет действительно значимое открытие”. “Результатом столкновения черных дыр может являться рябь, образуемая гравитационными волнами в пространстве”, заявил Koss.

Если SDSS1133 является результатом слияния черных дыр, то это довольно интересно, потому что это означает, что подобные события могут происходить в карликовых галактиках, которых довольно много рядом с нашей галактикой.

Чтобы выяснить, является SDSS1133 черной дырой или сверхновой, ученые будут искать следы определенного типа атома углерода. Во время столкновения черных дыр в окружающем пространстве образуется большое количество этого элемента.