В реальном размере

Недавно астрофизикам работающим в Европейской южной обсерватории (ESO) удалось обнаружить примерно пять сотен экзокомет. Свое исследования ученые проводили используя датчик HARPS, который работает в Чили в Ла-Силла. Исследователи делят эти экзокометы на два типа: старые и молодые.

Открытие этих далеких экзокомет может показать чем являлась солнечная система в её бурной молодости, добавляют астрофизики.

За последние два десятка лет, исследователи подтвердили существование более 1700 экзокомет, или миров, окружающих далекие звезды. В последнее время ученые также начали обнаруживать чужеродные комет. Кометы представляют собой ледяные тела, которые рождают гигантских хвосты газа и пыли, когда они приближаются к своим звездам.

Астрофизики изучали Бета Живописца, довольно молодую звезду, находящуюся приблизительно в 65 световых годах от нашего Солнца. Эта звезда является молодой по астрономическим меркам – всего на всего 25 миллионов лет, в то время как Солнцу – 4,6-млрд. лет. Несмотря на это Бета Живописца окружена колоссальным протопланетным диском. Огромный диск газа такой же по форме и размеру как и у нашей звезды во времена её молодости.

На протяжении почти 30 лет, астрофизики отмечали небольшие изменения светового потока исходящего из Бета Живописца, которые исследователи связывают с экзокометами путешествующими на небольшом расстоянии от своей звезды. Это происходит в следствии того, что пыль и газ от кометы может поглощать некоторую часть светового потока от звезды, проходящего через них.

Для обнаружения этих экзокомет расположенных поблизости от Бета Живописца, исследовательская группа изучила более 1000 наблюдений собранных в промежуток с 2003 по 2011 года с датчика HARPS (высокоточный эшелле-спектрограф) находящийся обсерватории в Ла-Силла и расположенный на 3,5 метровом телескопе. Они проанализировали орбиты 493 различных экзокомет.

Ученые обнаружили два довольно разных типа экзокомет принадлежащих звезде Бета Живописца. Одними из них являются, по-видимому старые тела которые получили свои орбиты в результате воздействия силы притяжения Бета Живописца, на тот момент как другие, по-видимому молодые сформировались в результате недавнего взрыва тела находящегося на орбите звезды. В солнечной системе также существуют различные типы комет.

Первый тип экзокомет генерирует относительно небольшое количество пыли и газа, в следствии того, что они уже успели исчерпать большую часть своих запасов льда в течение многих лет существования возле Бета Живописца. Форма и ориентация их орбит варьируется, но гигантская планета оказывает гравитационное влияние на все из них. Эта планета получила название Бета Живописца b, обращается она на расстоянии около 650 миллионов миль от Бета Живописца и является одной из первых открытых экзопланет, которую астрономам удалось сфотографировать.

Второй тип экзокомет генерирует гораздо больше пыли и газа. Эти кометы находятся на почти идентичных орбитах, предполагается, что большая часть из них имеет одно и то же происхождение, вероятно, как остатки одного или нескольких крупных ледяных объектов что, возможно, находились недалеко от звезды данной системы. Это похоже на то как сформировались тела в итоге столкновения кометы Шумейкера-Леви 9 и планеты Юпитер, которое можно было наблюдать летом 1994 года.

“Наше исследование подтверждает, что испаряющиеся тела вокруг Бета Живописца аналогичны кометам находящимся в Солнечной системе,” заявляет ведущий автор исследования Flavien Kiefer, астроном из Института астрофизики в Париже во Франции и Тель-Авивского университета в Израиле.

Экзокометы В реальном размере

“Они представляют собой ледяные тела, которые скорее всего, принимали участие в формировании планеты Живописца б”, добавил Кифер. Эти процессы сильно похожи на процессы происходящие в поясе Койпера.”

Пояс Койпера представляет из себя кольцо холодных объектов расположенное за орбитой Нептуна. Плутон является самым известным из этих далеких тел.

Ученые заявляют, что они ожидают увидеть подобное поведение комет в большинстве, если не во всех, далеких планетных системах моложе 100 миллионов лет – в тот момент когда они могут получить хороший вид на протопланетные диски.

“Наша работа показывает, что процессы, известные в Солнечной системе также происходят и в молодых планетных систем”, сказал Кифер. “Это усиливает ощущение того, что, если смотреть на Бета Живописца и окружающее его пространство, мы по сути наблюдаем молодую версию нашего Солнца, когда ему была от 10 до 25 миллионов лет, и оно только формировало свои планеты.”

Ученые планируют продолжить сбор данных по Бета Живописцу используя HARPS, который должен пролить свет на влияние Бета Живописца б на орбиты экзокомет.