Млечный Путь

Чем вызвано наличие ужасных шрамов, обнаруженных исследователями в центре нашей галактики? Пытаясь найти зацепки, которые могли бы помочь найти виновника, международная группа астрономов начала изучение фотоснимков, переданных космическим рентгеновским аппаратом XMM-Newton. На данный момент основным “подозреваемым” в расследовании является сверхмассивная черная дыра (СЧД), укрывающаяся в центре Млечного Пути. Однако исследователи не сбрасывают со счетов и другие объекты со значительной гравитацией, такие как, например, массивные звезды и сверхновые.

Наблюдение за рентгеновским излучением, исходящем из галактического центра является важной задачей в астрономии. Основной задачей телескопа XMM-Newton, к работе над которой он приступил практически сразу после своего запуска, является сканирование галактического ядра. Недавно командой ученых были получены результаты нового наблюдения, переданные рентгеновским телескопом XMM-Newton, которые в свою очередь были использованы учеными для получения наиболее точных карт центральной области нашей галактики в спектрально-непрерывном рентгеновском и линейчатом излучениях.

Составление подобной карты позволило группе исследователей в мельчайших деталях описать процессы, в результате которых освобождается колоссальное количество энергии. В результате исследования были обнаружены гигантские пузыри плазмы, генерирующие рентгеновское излучение в огромных количествах и простирающиеся на десятки световых лет в диаметре. Эти сферы влияют на окружающую среду, создавая значительные пустоты в космическом пространстве в галактическом центре.

На снимках, переданных XMM-Newton исследователи заметили несколько биполярных районов, которые тянутся на десятки световых лет над и под плоскостью нашей Галактики. Источником энергии и материи, которыми подпитываются биполярные районы, может являться сферическая область, окружающая СЧД. Кроме того, команде ученых удалось обнаружить несколько “мегапузырей” – колоссальных полостей содержащих “теплую” плазму, испускающую мягкие рентгеновские лучи. По самым скромным подсчетам энергия, содержащаяся в одной из таких полостей составляет не меньше 1050 эрг (это энергия Солнца за 10 млрд лет его жизни).

Таким образом, используя новые рентгеновские снимки астрофизики смогли больше узнать о том, что происходило последние пару миллиардов лет, а также о том, что ждет наш Млечный Путь в будущем.