Транзит планеты перед звездой

Благодаря Птолемею и его трудам долгое время считалось, что Земля является центром Солнечной системы, а Солнце, планеты и даже звезды, вращаются вокруг нее в воображаемых вложенных одна в другую хрустальных сферах. Это была неплохая идея и она даже объясняла движение планет … однако в 1543 году Коперник понял, что Земля не является центром Солнечной системы. На самом деле, она всего лишь одна из нескольких планет, а также других, более мелких объектов, вращающихся вокруг Солнца. Хотя астрономы и выяснили структуру Солнечной системы они все равно многое не понимали: насколько велика Солнечная система, составляет ли она всего несколько миллионов километров в поперечнике, или же простирается на десятки, а то и сотни миллионов километров; насколько велико Солнце; как далеко находится Венера?

Астрономам было необходимо некое космическое мерило, используя которое они смогли бы ответить на поставленные выше вопросы. В 1627 году Иоганн Кеплер понял, что движение Венеры можно предсказать, и что она будет проходить перед Солнцем в 1631 году, вероятнее всего во второй половине дня. Это явление стало известно, как “транзит” Венеры.

Первые в своем роде наблюдения движения Венеры по диску Солнца сделали в 1639 году астрономы Иеремия Хоррокс (Jeremiah Horrocks) и Вильям Крабтри (William Crabtree) из двух разных мест в Англии. И благодаря этим двум наблюдениям, они смогли рассчитать расстояния между Землей, Венерой и Солнцем. Используя данные наблюдения, а также ряд аналогичных, проведенных спустя некоторое время ученые выяснили, что расстояние от Земли до Солнца составляет около 150 миллионов километров.

Отсюда, с Земли, мы можем увидеть несколько объектов проходящих перед Солнцем: Венеру, Меркурий и Луну. Кроме того, в 69 163 году с Земли можно будет наблюдать двойной транзит – одновременное прохождение Меркурия и Венеры по диску Солнца.

Транзит Венеры – это наиболее редкое событие – оно случается всего четыре раза за 243 года. Транзиты Меркурия случаются чаще – около десяти раз в столетие. А транзит Луны, также известный как солнечное затмение, можно наблюдать в среднем несколько раз в год.

Транзит Венеры

Наблюдение транзитов зависит от перспективы. Если вы стоите на Луне, вы можете увидеть Землю, проходящую перед Солнцем и то что мы называем транзитом Луны, лунатики в этом случае назвали бы транзитном Земли. Мы также можем увидеть транзиты в других частях Солнечной системы, например, если у вас есть небольшой телескоп, вы можете увидеть, когда наиболее крупные спутники Юпитера проходят перед планетой-гигантом.

Один из вопросов, который у вас может возникнуть это: почему эти транзиты случаются так редко. Почему мы не видим транзит Венеры каждый раз, когда она находится на одной линии с нами и Солнцем? Это происходит потому, что плоскости орбит планет наклонены под разными углами к Солнцу. Плоскости орбит всех планет наклонены под углом, который располагает их выше или ниже Солнца в различных точках их орбит.

Например, плоскость орбиты Венеры наклонена на 3 градуса по отношению к солнечному экватору, а плоскость орбиты Земли – на 7 градусов. Это означает, что большую часть времени Венера находится выше или ниже Солнца.

Метод транзита является одним из основных методов, который используют астрономы для обнаружения экзопланет – планет вращающихся вокруг других звезд. Благодаря космическому телескопу Kepler, который исследует ночное небо, наблюдая за изменениями яркости тысяч звезд, ученые смогли обнаружить более 2000 далеких планет.

Транзит Меркурия. Посмотреть в облаке.

Транзиты – это больше, чем просто интересный факт. Благодаря этому явлению астрономы смогли не только определить размеры нашей Солнечной системы, но и обнаружить далекие инопланетные миры, вращающиеся вокруг других звезд.