Экзопланета

Красные карлики оказались настоящей сокровищницей для охотников за экзопланетами. За последние несколько лет кроме многочисленных кандидатов также были обнаружены несколько экзопланет вокруг таких звёзд, как TRAPPIST-1, Gliese 581, Gliese 667C и Kepler 296, кроме того не стоит забывать и о недавнем открытии планеты в пределах обитаемой зоны у ближайшего соседа нашего Солнца – Проксимы Центавра.

И, кажется, эта тенденция, продолжится в будущем. Последнее открытие было совершено командой европейских учёных: используя данные спектрографов HARPS и HARPS-N, они обнаружили кандидата в экзопланеты, вращающегося вокруг звезды М-класса – GJ 536. Этот красный карлик, расположен примерно в 32,7 световых годах (10,03 парсек) от Земли.

Согласно новому исследованию эта планета принадлежит к супер-Землям – класс экзопланет, который от одного до пятнадцати раз массивнее Земли. В данном случае минимальная масса экзопланеты составляет около 5,36 ± 0,69 массы Земли, а её орбитальный период достигает 8,7076 ± 0,0025 дней, при этом расстояние до родительской звезды не превышает 0.06661 а.е.

Открытие планеты стало частью дипломной работы доктора Алехандро Суареса Маскарено (Alejandro Suárez Mascareño) из Канарского Института Астрофизики (IAC). И хотя на данный момент планета не является потенциально пригодной для жизни, она всё же представляет определённый интерес для исследователей.

“GJ 536 B является небольшой супер-Землёй, обнаруженной возле очень близкой звезды. Она пополнила ряды самых маленьких планет для которых были измерены массы. К сожалению, она не располагается в обитаемой зоне своей звезды, но её относительная близость к родительской звезде делает её перспективной мишенью для использования методов спектроскопии, которые позволят обнаружить различные химические элементы в её атмосфере. Мы уже запланировали ряд исследований в следующем году, но я думаю, мы будем не единственными”, сказал доктор Маскарено.

Звезда

Обзор, в ходе которого была обнаружена эта планета, является частью совместной работы IAC (Испания) и Женевской обсерватории (Швейцария). В своём исследовании группа опиралась на данные о радиальных скоростях звезды, а также на спектроскопические наблюдения, которые длились почти девять лет. При этом, учёным не только удалось обнаружить кандидата в экзопланеты, но и получить информацию о самой звезде, период вращения которой оказался равен 44 дням, а её магнитный цикл составляет менее трёх лет. Для сравнения, период вращения нашего Солнца равен 25 дням, а магнитный цикл – 11 лет.

“На данный момент мы обнаружили только одну планету в данной системе, но мы планируем продолжить мониторинг звезды, и узнать есть ли там другие экзопланеты”, заявил доктор Маскарено. “По нашим оценкам, там вполне может существовать маломассивная, а возможно даже и размером с Нептун планета, период обращения которой варьируется в пределах от ста дней до нескольких лет”, добавил он.

В исследование также приняли участие учёные из астрономической обсерватории Университета Женевы, астрофизического университета Гренобля, Института астрофизики и космических наук в Португалии и Университета Порту.