Протопланетный диск

Астрономы, использующие Атакамскую большую решётку миллиметрового диапазона (ALMA) обнаружили убедительные доказательства формирования двух планет – каждая размером с Сатурн – около молодой звезды HD 163296, расположенной примерно в 400 световых годах от Земли в созвездии Стрельца.

“ALMA предоставил нам потрясающие данные о кольцах и пробелах в них вокруг молодой звезды, которые являются отличительными чертами формирующихся протопланет”, сказал доктор Андреа Иселла (Andrea Isella), доцент кафедры физики и астрономии из Университета Райса.

Когда астрономы впервые обнаружили пробелы в протопланетном диске вокруг HD 163296, они не были уверены, что именно протопланеты создали эти функции. Однако последующие наблюдения подтвердили это предположение.

Всего в протопланетном диске имеется три пробела. Первый из них расположен приблизительно в 60 астрономических единицах от звезды, что примерно в два раза превышает расстояние от Солнца до Нептуна.

Другие два в 100 а.е. и 160 а.е. соответственно, что намного дальше, чем пояс Койпера – область ледяных тел, лежащая за орбитой Нептуна.

“Возраст HD 163296 составляет примерно 5 миллионов лет, а её масса в два раза больше, чем масса нашего Солнца”, отметил доктор Иселла. “Около 99% материала, находящегося в диске вокруг HD 163296 – это газ”, отметил он.

Кольца вокруг HD 163296, практически лишены пыли, и астрономы уверены, что ответственными за это являются молодые планеты.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Physical Review Letters.